Что такое круиз-контроль
Круиз-контроль – это система поддержания скорости машины на заданном уровне. Если он включен, автомобилист может не поддерживать единый скоростной режим с помощью педали газа. Специальная опция будет контролировать этот процесс самостоятельно.
Автомобильная скорость фиксируется с помощью заданных параметров. Например, если вы едете по трассе со скоростью 90 км/ч, то задаете этот показатель, и машина сама его удерживает. При этом коробка передач при установке круиз-контроля не важна – опцию можно встретить на авто с любой КПП.
Круиз-контроль внедряют в авто еще на этапе сборки, когда формируется основная комплектация. Машины, в которых установлена специальная система, стоят дороже по одной причине – обычно у таких моделей комплектация богаче, чем в авто без КК.
Вот пример. Через агрегатор автомобильных объявлений «Автокод Поиск» мы нашли две одинаковые Opel Astra J одного года выпуска, но с разными комплектациями.
Первая продается в комплектации Essentia. В ее оснащении нет круиз-контроля. Цена в объявлении – 693 тыс. рублей.
Вторая модель «Астры» имеет комплектацию Cosmo с более богатым оснащением, в том числе с круиз-контролем. Соответственно, цена машины на рынке значительно выше – 862 тыс. рублей.
Установка круиз-контроля может быть доступна не всегда – например, в машинах, которые не оборудованы датчиками ABS, это невозможно. В старых карбюраторных авто может встречаться подобие круиз-контроля, которое удерживает педаль газа в одном положении. Но отслеживать и сохранять заданную скорость в зависимости от рельефа такие автомобили не могут.
Мы ходили в поход в Республике Алтай. Первые полтора километра пути были в гору по узкой тропе вдоль обрыва. Затем идти стало еще сложнее: часть тропы пролегала по скользким бревнам, приходилось ползти по камням, цепляясь за веревку, — через курумник, насыпь булыжников шириной двадцать метров над обрывом. Там легко оступиться — можно было упасть с пятидесятиметровой высоты.
На сайте заповедника указано, что это маршрут средней сложности. Но когда готовилась к походу, подробностей я не нашла. Сотрудники заповедника должны были проводить инструктаж, но не сделали этого. При этом я заметила, что в поход шли физически неподготовленные люди. У многих не было подходящей экипировки. Например, вместо трекинговых ботинок — обычные сандалии, которые не фиксируют голеностоп и скользят по камням.
Расскажите, как определить реальную сложность маршрута и какие подходы можно выбирать новичкам?
Я давно хожу в горы и убеждена, что походы доступны всем. Главное — подобрать маршрут по интересам и силам. Если без опыта и подготовки сорваться на Камчатку или Эльбрус, можно навсегда отбить у себя желание ходить в горы. В лучшем случае такое путешествие закончится отторжением любых походов, в худшем — травмой.
Объясню, какие бывают походы по сложности, что закладывают в этот уровень и как подготовиться к непростым маршрутам.
Из чего складывается сложность похода в спортивном туризме
В спортивном туризме выделяют категории сложности походов и локальных препятствий: горных перевалов, порогов рек и так далее. Всего их шесть.
Категории перевалов определяют по классификатору, который составляется с годов. Но за это время горный рельеф изменился, и сегодня пройти перевал может быть сложнее или проще, чем 50 лет назад. Лучше поискать в интернете недавние отчеты групп, которые ходили по этим маршрутам.
Категорию сложности маршрута определяет маршрутно-квалификационная комиссия. Она проверяет формальные критерии и сравнивает маршрут с эталонным для этого региона. Например, в горном походе второй категории должно быть минимум три локальных препятствия — категорийные и 1Б.
При этом категорию похода ограничивают продолжительностью в днях и километрах. Например, самый простой поход первой категории сложности должен длиться минимум Поэтому, даже если поход занял три дня и включал преодоление двух категорийных горных перевалов, маршрут не считают категорийным.
Новичкам эта классификация пригодится: количество бродов, перевалов и другие формальные критерии скорее запутают их. К экскурсии и походы, которые предлагают заповедники и коммерческие турклубы, некатегорийные и обычно проще спортивных. Поэтому я не буду останавливаться на категорийности подробно, а расскажу, как путешественнику понять сложность коммерческих походов.
Что определяет сложность в коммерческих походах
В описании коммерческих походов учитывают:
- Продолжительность похода.
- Рельеф: придется подниматься резко в гору или маршрут в основном пологий.
- Наличие троп и их состояние: идти по ровной поверхности, по камням или мелкой осыпи.
- Условия проживания: в домиках или палатках.
- Возможность быстро сойти с маршрута в случае ЧП.
- Примерный вес рюкзака.
- Погодные условия.
Какие бывают походы по сложности
Формальной классификации коммерческих походов не существует, и каждый клуб оценивает сложность . Объясню разницу между легкими, средними и сложными маршрутами, опираясь на свой опыт и те критерии, о которых рассказала в предыдущем разделе.
Очень легкий — поход на несколько часов по хорошим и очевидным тропам. Это, например, прогулка по экотропе с указателями, лавочками и настилами. Для этого не нужен тяжелый рюкзак — хватит небольшого с термосом, перекусом и дождевиком. Не придется искать дорогу, потому что есть указатели, а маршрут, как правило, отмечен даже на Можно отправляться в кроссовках и удобной городской одежде.
Другой пример — сплав на несколько часов по тихой воде, например по Выборгскому заливу или Клязьме. Управлять байдаркой научит инструктор на месте. Но и в таком сплаве могут возникнуть сложности. Например, если не взять перчатки, руки будут в мозолях от весла.
Можно начать с организованных маршрутов в национальных парках и заповедниках. Во многих из них проводят экскурсии на несколько часов, так что кроме прогулки в красивом месте вы узнаете интересное.
Поход такого уровня под силу маленьким детям и, скорее всего, людям с заболеваниями. Если вы можете несколько часов ходить по торговому центру или парку, то и такой поход выдержите.
Легкий — чаще однодневный поход за город, но уже по лесным неразмеченным тропам. придется свериться с картой, — перейти узенькую речку вброд.
Легкие походы бывают и на несколько дней — с ночевками в палатках.
Большая Валдайская тропа кажется мне хорошим стартом для многодневных походов. Маршрут полностью обустроен: есть указатели, информационные стенды, оборудованы площадки под палатки, есть деревянные туалеты по пути. Вроде идете по заповедному лесу, но при этом почти из любой точки максимум за пару часов можно выйти на дорогу или к деревне.
Такие маршруты тоже доступны людям без опыта, маленьким детям. Например, на Валдайской тропе мы встретили семью с грудничком и пенсионеров в городской одежде.
К простым относят и горные лагеря, например в Архызе, где участники живут в домиках и каждый день налегке уходят на прогулку: к водопадам, Софийским и Дуккинским озерам, на обзорные точки. Там нет лестниц и деревянных настилов, подниматься приходится по протоптанным тропам, но без тяжелых рюкзаков и, как правило, перепад высот за день не превышает 500 метров.
Еще несложные некоторые летние маршруты по национальному парку «Таганай» на Южном Урале. Но при планировании учитывайте, что в парке есть и трудные маршруты с крутыми подъемами, которые в непогоду опасны.
Кажется, самым сложным переходом на Большой Валдайской тропе был этот участок с мостика по бревну
Большая часть дороги была такой — широкой, мягкой и в тайге. Правда, нам повезло пройти маршрут в сухую погоду
Средний — поход на , часто в горной местности. Организму нужно привыкнуть к перепадам высоты — акклиматизироваться. В первые дни чувствуется усталость. Местами может не быть тропы или она неочевидная, проходит по осыпи, сыпухе, или крупным камням — курумнику. Каждый день придется идти по с тяжелым рюкзаком.
Вес рюкзака, конечно, условный параметр, и с опытом он уменьшается, а новички обычно набирают больше ненужных вещей. Но если в описании маршрута на сайте турклуба указан рюкзак весом не стоит надеяться, что он будет меньше.
Погода может быть нестабильной, как обычно в горах: с утра ясно, а после обеда дождь. И в таких условиях все равно придется идти, ставить лагерь и готовить еду.
Конечно, в однодневном походе в горах могут быть сложности: непогода, неочевидная тропа, набор высоты в несколько сотен метров. Но после любых передряг в пути туристы возвращаются в теплый дом, поэтому однодневные радиалки считаются проще, чем многодневные походы.
Поход средней сложности требует опыта и хорошего снаряжения, проверенного на более легких маршрутах. Нужно уметь ставить палатку, передвигаться по склону, готовить на горелке или костре, складывать рюкзак.
В таких походах уже не получится за один день выйти в цивилизацию, соответственно, с собой нужно взять продукты на весь маршрут, а из участников должен уметь оказывать первую помощь, ремонтировать палатку или рюкзак, знать, что делать при встрече с медведем. В коммерческих походах это гид.
Примеры таких походов — трекинги на Алтае или Кавказе, в Хибинах, по Сахалину и на Шикотане, в Непале, некатегорийные сплавы с самыми простыми порогами, например по карельским рекам Тумча или Пистайоки. Восхождение на Эльбрус с юга тоже считается походом средней сложности инфраструктуры: можно не жить в палатках, питаться в кафе, а часть маршрута наверх проехать на канатке.
Вместо мостов на Алтае чаще такие переправы
За счет развитой инфраструктуры восхождение на Эльбрус с юга считается средней сложности, хотя все равно остается опасным мероприятием. Перед самим восхождением дней пять акклиматизируются — поднимаются на высоту 3000—3500 метров в или соседних ущельях
Сложный — многодневный маршрут в труднодоступных местах, где добираться до цивилизации придется до нескольких дней. Тропа идет по курумнику, снегу, есть резкие подъемы вверх и вниз, придется переходить реку вброд.
Скорее всего, будет плохая погода, мороз ночью. В рюкзаках придется нести не только всю еду, но и топливо для ее приготовления.
Сложными считаются походы по Камчатке, на плато Путорана, по приполярному Уралу. Восхождение на Эльбрус с востока или севера уже сложное, потому что там нет инфраструктуры: ночуют в палатках, еду и газ несут в рюкзаках, снаряжение негде взять в аренду. На гору идут пешком с самого подножия, преодолевают ледник в связках, чтобы не упасть в трещину. Маршрут с юга обходит ледниковые трещины.
В горах приходится запихивать в себя утреннюю кашу даже под дождем
И в летних горах неожиданно выпадает снег, а посуду приходится искать в сугробе. Позже я научилась забирать свое в палатку
Очень сложный — поход, для которого нужна хорошая физическая форма, крепкое здоровье и специальные навыки. Например, умение управлять катамараном для сплавов, ходить в кошкахи работать с веревками для восхождений. Иногда клубы проводят занятия еще в городе, до поездки, но и в самом походе отводят пару дней на обучение.
К очень сложным маршрутам приходят уже с хорошим походным опытом. Необходимость топить снег для чая не вызывает изумления, а не прекращающийся второй день дождь не заставляет плакать.
Зимние лыжные походы в горах, например на Урале, в Сибири или на Кольском полуострове, я считаю очень сложными — физически и психологически. Тропить, проваливаться по колено, а то и по пояс в снег, спать в двух спальниках, не снимать перчатки никогда и мечтать о бане на выходе в цивилизацию. Кажется, в таком походе я не плакала только потому, что боялась отломить ресницы: в слезы сразу замерзали и ресницы слипались.
Двойное восхождение на Эльбрус и Казбек считается очень сложным высокой физической нагрузки.
Как подготовиться к сложным походам
Я не советую сразу с дивана идти в зимний поход или на высокогорье. Это тяжело и небезопасно. Новичок, скорее всего, возьмет неразношенную обувь, мало теплых вещей и много лишнего, что сделает и без того нелегкий поход еще тяжелее. Начать лучше с простых походов, а когда надоест гулять по лесу, можно будет записаться в горный.
В спортивном туризме новичков готовят к многодневному походу несколько месяцев. Сначала ходят налегке в однодневные маршруты за городом — по проселочным дорогам, лесным тропам, местами без очевидных троп. Причем в любую погоду — дождь, снег, — чтобы примерить реальные условия и понять, . Такие выходы направлены на то, чтобы привыкнуть к походным неудобствам.
Если месить грязь под дождем терпимо или даже нравится, можно самим выбраться в поход с ночевкой. Но не с шашлыками к реке, а пройти пару десятков километров пути с рюкзаками и готовить еду на костре.
Некоторые спортивные турклубы заставляют собирать в такие походы выходного дня большие рюкзаки — как в многодневный. Предполагается, что так новички ощутят тяготы будущего путешествия, а руководители на месте объяснят, что взяли лишнего и как лучше все складывать.
Подход с постепенным усложнением маршрутов помогает еще сэкономить на одежде и снаряжении. В тренировочных походах выходного дня можно узнать, какое снаряжение нравится товарищам, попросить примерить рюкзак или прокатиться на их лыжах.
В любом, даже небольшом, городе есть турклубы, где обучают туризму за годовой взнос . В Москве это, например, «Вестра», турклуб МГУ и МАИ. организует в столице бесплатную школу туризма с лекциями и походами выходного дня. Я ходила с ними в легкий лыжный поход и после него решилась на лыжник на Урале. В Санкт-Петербурге знаю про Петроградский клуб туристов — у них курс обучения стоит 15 000 ₽.
Если нет времени ходить на лекции и в тренировочные походы по выходным, советую начать с вылазок на экотропы в национальных парках и однодневных коммерческих походов.
Любые кардиотренировки — бег, плавание, велоспорт — помогут повысить выносливость. Тем, кто регулярно занимается спортом, идти проще. Мышцы после долгих переходов, подъемов и спусков будут меньше болеть, останутся силы смотреть по сторонам и любоваться природой. Но это не значит, что менее активным людям нельзя в поход, — просто лучше начать с легких маршрутов.
К чему еще нужно быть готовым
Даже самый простой поход может оказаться сложным, если человек не готов к психологическому и бытовому дискомфорту. Не будет горячего душа, нормального туалета, отдельной кровати и разнообразного меню. Можно быть в хорошей форме и накручивать километры по городу, но взвыть в первый день похода по Карелии, когда облепят комары, или захотеть домой после одной ночи в палатке.
Не менее важна экипировка. Удобный рюкзак, подходящий по температуре спальник, разношенные трекинговые ботинки, непромокающая мембраная куртка скрашивают непогоду и повышают шансы на то, что захочется пойти в новый поход. Снаряжение должно быть легким.
Неопытный новичок часто покупает или слишком дорогое из того, что навязал продавец, или, наоборот, дешевое и некачественное, что все равно придется вскоре заменить. О том, как я экономлю на снаряжении, рассказывала в другой статье в Тинькофф Журнале.
В свой первый поход вдоль берега Байкала я ходила в кроссовках, хлопковых штанах и тяжелом дождевике — до сих пор вспоминаю, как под проливным дождем карабкалась вверх по земляному склону. Делала шаг вверх и съезжала вниз: гладкая подошва городских кроссовок не подходила для таких испытаний. Сейчас сказала, что тот маршрут был средней сложности, но без опыта и нормальной экипировки он показался мне тяжелым.
Что в итоге
Сложность походов складывается из объективных критериев, таких как длительность маршрута, рельеф, погодные условия, и субъективных — насколько человеку сложно вставать в шесть утра и монотонно шагать под дождем. Так что кроме физической формы важны психологическая устойчивость и хорошая экипировка. Первый поход, даже однодневный и простой, всегда кажется жестким, особенно если нет физической подготовки или подходящей экипировки.
Вот что советую проверить перед походом:
- Посмотреть описание подобного маршрута на сайтах других турклубов.
- Поискать отзывы в интернете и по тегам в соцсетях.
- Расспросить организаторов или людей, которые уже бывали на этом маршруте. Причем задавать не абстрактный вопрос «Насколько будет сложно?», а узнавать конкретные вещи. Например, сколько часов ходовой день, по какому рельефу придется идти, резкие подъемы и спуски, опасные участки с осыпями и узкой тропой, комары, какая нужна обувь и что взять с собой. Не всегда эти подробности есть в описании похода, особенно на сайтах заповедников.
- Перед многодневным или сложным походом выбраться на простые маршруты выходного дня. Заодно научитесь разбираться в экипировке и купите то, что надо.
Возможные поломки круиз-контроля и можно ли их диагностировать
Как и почему круиз-контроль может сломаться?
Узнать о поломке круиз-контроля можно легко – система полностью отключится, отдельные ее функции работать не будут. Кнопки на руле не будут реагировать на действия, а сама система перестанет включаться.
Диагностировать причину поломки круиз-контроля самостоятельно сложно, причин может быть множество. Для точной диагностики неисправностей системы рекомендуем обратиться в профессиональные автомастерские.
Цена ремонта в сервисе зависит от региона, причины и степени проблемы: в среднем цены за диагностику круиз-контроля начинаются от 500 рублей, а сам ремонт – от 2 000 рублей.
Как работает круиз-контроль на механике
Принцип работы системы контроля отличается только переключением передач. Водителям с механической трансмиссией предстоит следить за «скачками» скорости при уклонах дороги. Действия при этом мало чем отличаются от обычного вождения: когда машине становится тяжело подниматься в гору, следует понизить передачу, и наоборот.
Механизм круиз-контроля включается автомобилистом МКПП на определенной скорости. Если необходимо использовать коробку, опция круиз-контроля отключается, после чего авто можно управлять в обычном режиме.
Повороты на квадроцикле
Поверните руль в сторону, куда собираетесь поворачивать, верхнюю часть корпуса наклоните внутрь, весом опираясь на внешнюю подножку. Этот простой прием позволит изменить баланс силы сцепления между колесами, следовательно совершить поворот плавно без рывков. То же самое необходимо выполнить и при повороте назад. Внимание! Технику поворота осваивайте только на низкой скорости, затем на средней и затем на более высокой скорости.
Поворот на слишком высокой скорости или под слишком острым углом может привести к опрокидывание квадроцикла, и как следствие к тяжелой травме. Никогда не поворачивайте на высокой скорости и избегайте крутых поворотов.
Спуск по склону
Во время спуска со склона не забывайте о мерах предосторожности:
- Двигайтесь только вниз по прямой линии.
- Перенесите вес своего тела на заднюю часть квадроцикла.
- Не забудьте снизьте скорость.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Во время спуска со склона, горы или любой другой возвышенности двигайтесь с низкой скоростью. Высокая скорость может привести к потере контроля над квадроциклом и как следствие к травмированию водителя.
Правильное распределение груза
Важно правильно распределять груз. Если перегрузить квадроцикл или перевозить груз ненадлежащим образом, то это может вызвать сбой в системе управления и привести к потере контроля над квадроциклом, а также может дать сбой тормозная система. Когда транспортируете груз обязательно соблюдайте меры предосторожности. Прежде чем сесть за руль квадроцикла, обязательно нужно знать основные правила управления квадроциклом. В этой статье мы расскажем основную информацию об управлении квадроциклом, которая может вам пригодится.
Каждый квадроцикл рассчитан на перевозку или буксировку определенного веса и количества груза. Всегда внимательно читайте информацию на стикерах о распределении груза и никогда не превышайте указанный вес. Груз располагайте как можно ниже. Если вам предстоит пересекать холмистую местность, нужно снизить скорость на поворотах и ухабах чтобы сохранить стабильность управления.
- Старайтесь всегда помещать груз ближе к передней части.
- Будьте внимательны чтобы не потерять равновесие и управление при перевозке или буксировки грузов.
- Всегда снижайте скорость.
Как пользоваться круиз-контролем
На автомобилях разных марок и моделей кнопки круиз-контроля обозначаются по-разному.
Общий алгоритм действий для активации опции выглядит так:
Шаг 1. Включить систему с помощью кнопки включения.
Шаг 2. Набрать нужную скорость.
Шаг 3. Активировать круиз-контроль с помощью специальной кнопки.
Шаг 4. Проверить, удерживает ли машина скорость без воздействия водителя на педаль.
Шаг 5. Деактивировать систему с помощью кнопки отключения.
Если функционал позволяет, система будет следить за скоростью авто с помощью кнопок регулировки.
Как работает круиз-контроль на автомате
На ТС с автоматической трансмиссией круиз-контролем пользоваться гораздо комфортнее, чем на механике. Здесь не нужно следить за скоростью и переключать передачи – АКПП это делает самостоятельно. Поэтому водителю остается только следить за соблюдением ПДД.
Пересечение возвышенностей
При повороте или пересечении возвышенностей неправильные действия могут привести к тому, что вы потеряете контроль над квадроциклом, а также его опрокидывании и как следствие, получение тяжелых травм. По возможности не ездите по склонам холмов и избегайте пересечение возвышенностей. Пожалуйста, соблюдайте инструкции, которые изложены в руководстве по эксплуатации квадроцикла. Если ситуация не позволяет избежать этого, то следуйте следующим мерам предосторожности:
- Обязательно снизьте скорость до минимальной.
- Перенесите вес своего тела по направлению к склону, ступни удерживайте на подножках.
- Направляйте квадроцикл немного на склон, это поможет сохранить нужное вам направление.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы понимаете что квадроцикл начинает опрокидываться, по возможности быстрее покиньте квадроцикл в сторону подъема.
Переезд через водоем
Не все квадроциклы рассчитаны на переезд через водоем. ATV-квадроцикл рассчитан, но глубина не в коем случае должна превышать нижний уровень подножек. Не забывайте о мерах предосторожности при переезде через водоем:
- Определите глубину водоема и скорость течения в нем прежде, чем въезжать в воду.
- Переезжайте водоем только в том месте, где у берега есть спуск к воде.
- Не торопитесь, двигайтесь медленно, объезжая препятствия на своем пути.
- После переправы просушите тормоза: нажимайте на рычаг до тех пор, пока действие тормозов не нормализуется.
ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя переезжать на квадроцикле через глубокие водоемы с быстрым течением. Нельзя делать резких поворотов или остановок, переключайть резко скорости находясь в воде.
Надеемся, что прочитав эти советы, вы запомнили главное и у вас не возникнет проблем при вождении. Ну а если возникнут, то вы вспомните о чем прочли и сможете применить это на практике. Помните, что правильное управление возможно только технически исправным квадроциклом. В нашем магазине Вы всегда можете приобрети качественные запчасти для квадроциклов по очень выгодным ценам.
Движение по скользким поверхностям на квадроцикле
Во время езды по скользким поверхностям (мокрые дороги или при морозной погоде) обязательно соблюдайте меры предосторожности:
- Выезжая на скользкую поверхность обязательно снижайте скорость.
- По возможности изучите дорогу по которой собираетесь передвижение. Избегайте резких поворотов на незнакомо дороге.
- Если квадроцикл все-таки занесло, поверните руль квадроцикла в направлении заноса и перенесите вес тела вперед.
- Во время езды задействованная полноприводная система поможет контролировать квадроцикл.
ВНИМАНИЕ:
Задействуйте полноприводную систему только если есть сцепление колес с поверхностью дороги или неподвижных колесах, иначе буксования колес может повредить привод трансмиссии.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Недостаток внимания на дороге может привести к серьезным последствиям. Запомните, никогда резко не нажимайте на тормоз, если заносит квадроцикл. По возможности не ездите по скользким поверхностям. Снижайте скорость при резких поворотах.
Каким бывает круиз-контроль
Выделяют два вида круиз-контроля. Разберемся, чем они отличаются.
Пассивный круиз-контроль
Пассивный КК – это классический вид круиз-контроля, когда система работает на удержание скорости, но не подстраивается под внешние факторы. Является самым простым видом круизного контроля.
Например, авто может легко двигаться на фиксированной скорости по трассе. Но в городе при использовании опции возникают проблемы: дистанцию до другого транспортного средства этот вид круизного контроля не рассчитывает и дорожные препятствия не видит. Водитель должен сам следить за ситуацией на дороге и при необходимости отключать опцию круиз-контроля.
Также обычный круиз-контроль не сможет притормозить авто при подъемах и спусках. Он не умеет работать тормозами, но может замедлять автомобиль за счет того, что не «дает» газ и отключает подачу топлива. На сильном уклоне такой КК разгоняет автомобиль и может выйти за пределы фиксированной скорости.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
Адаптивный круиз-контроль – что это и чем отличается от пассивного?
Адаптивный КК представляет собой более модернизированный тип круизного контроля. Название «адаптивный» определяет его свойства.
Такой круиз-контроль может:
- адаптироваться под условия дорожной ситуации;
- рассчитывать расстояние до следующего попутного авто;
- контролировать движение в пределах автомобильного ряда;
- учитывать дорожную разметку;
- регулировать скорость в зависимости от дистанции ТС.
Адаптивный КК обозначается как система АСС на большинстве автомобилей, но не всегда. Например, у некоторых китайских брендов обычный круиз-контроль называется ACC, но при этом не является адаптивным.
Главный плюс адаптивного контроля в том, что он не только упрощает вождение, но и делает его безопаснее. Риск возникновения ДТП становится значительно меньше, чем при использовании пассивного КК.
АСС опирается на показатели дополнительных приборов: радаров, датчиков и других устройств, которые есть в транспортном средстве.
Адаптивный круиз-контроль рассчитывает дистанцию до другого ТС и может делать это с помощью:
- радиоволн – работает даже на больших расстояниях;
- лазера – точно работает только при хороших погодных условиях;
- камер – возможности ограничены видимостью устройств;
- всех устройств.
Адаптивный круиз-контроль – сложная система. Его установка требует не только внедрения самой конструкции в машину, но и подключения всех датчиков с настройкой ПО.
Когда нельзя включать круиз-контроль
Круиз-контроль не рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
- при активной транспортной загруженности (например, в пробках);
- на скользком дорожном покрытии;
- на ухабистых участках дороги, которые требуют ремонта;
- в горной местности, при крутых подъемах и спусках;
- при резких поворотах;
- при условиях недостаточной видимости (осадки, темное время суток и прочее).
Подъем на возвышенность
Если вам нужно совершить подъем, не забывайте о меры предосторожности:
- Поднимайтесь вверх только по прямой линии.
- Старайтесь не подниматься на возвышенности, угол подъема которых более – 25°).
- Обе ноги должны находиться на подножках.
- Вес тела нужно перенести вперед.
- Сохраняйте стабильную скорость, не забыв открыть дроссельную заслонку.
- Не теряйте бдительность и всегда будьте готовы к черезвычайной ситуации.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если квадроцикл покатился назад – приподнимитесь. Нажмите на передний тормоз. Запомните, не нужно задействовать мощность двигателя. Запомните, когда квадроцикл катится назад, не надо жать на задний тормоз. Если квадроцикл остановился полностью, то нажмите на задний тормоз и переключите передачу в режим парковки. Выходить из квадроцикла нужно со стороны, которая оказалась наверху.
Часто встречающиеся вопросы
Где находится блок управления круиз-контролем?
Обычно кнопки управления круиз-контролем находятся на руле. Это позволяет автомобилисту в любой момент движения активировать опцию.
Почему на круиз-контроле расход больше?
Расход горючего повышается на подъемах дороги – мотор набирает обороты, и ему требуется больше топлива для удержания скоростного режима. Если дорога ровная, топливо будет расходоваться меньше, чем при обычном вождении.
Сколько стоит сделать круиз-контроль?
Цены на внедрение круиз-контроля в авто в разных регионах могут отличаться. Также на стоимость работ влияет марка и модель машины. Средний ценовой диапазон услуги установить тоже сложно – цены на установку адаптивного круиз-контроля будут гораздо выше, чем на внедрение пассивного.
Почему выбивает круиз-контроль?
На это может повлиять несколько факторов: использование тормозной педали, увеличение фиксированной скорости, выход из строя системы проводки и прочее. Для установки точной причины рекомендуем обратиться к специалистам.
Какие функции выполняет круиз-контроль
Круиз-контроль выполняет несколько важных функций в авто:
- сохраняет фиксированную скорость без необходимости ее регулировки педалями;
- сохраняет заданные параметры скорости – в дальнейшем их не нужно заново выставлять.
Точный перечень опций зависит от вида круиз-контроля, который установлен на авто.
Система может выполнять и другие функции:
- контролировать подачу топлива: тормозить автомобиль, когда он едет с горки, и разгонять – если едет в горку;
- оценивать расстояние до впереди идущего автомобиля и подстраиваться под него;
- следить за скоростью авто при поворотах (например, притормаживать при резких поворотах);
- сообщать о видимых препятствиях и пересечении дорожной полосы.
Как работает круиз-контроль
Круиз-контроль работает следующим образом.
- Задаются скоростные требования.
- Блок контроллера начинает следить за соблюдением скорости с помощью датчиков и посылать сигналы сервоприводу.
- В работу вступает сервопривод – именно он отвечает за удержание скорости в системе круиз-контроля. Он регулирует топливную подачу, когда воздействует на педали газа или тормоза.
Чтобы активировать автоматический контроль над скоростью, машина должна двигаться со скоростью не менее 40 км/ч. Верхняя граница заданной скорости зависит от марки и модели автомобиля. Главное – соблюдать скоростной режим, предписанный ПДД.
Полный разворот на склоне
Старайтесь избегать подъемов на крутые горы, склону (мах угол подъема – 25°). Если ваш квадроцикл заглох во время подъема на склон, не позволяйте ему скатываться вниз! Для этого воспользуйтесь разворотом.
- Остановитесь и переключите передачу в режим парковки, приподнимитесь.
- Двигатель выключить.
- Сойдите с квадроцикла со той стороны, которая оказалась наверху. Если квадроцикл направлен вверх по прямой линии, то слева от него.
- Встаньте у верхней части квадроцикла, выверните руль налево.
- Удерживая рычаг тормоза, переключите передачу в режим первой передачи и давайте квадроциклу делать круг справа от вас, пока он не встанет поперек склона.
- Переключите передачу в режим парковки и снова «оседлайте» квадроцикл с верхней стороны.
- Затем запустите двигатель, при этом удерживая рычаг тормоза и одновременно переключите передачу в режим первой передачи.
- Отпустите тормоз и двигайтесь медленно, контролируя скорость до тех пор, пока квадроцикл не окажется на более менее ровной поверхности.
Минусы круиз-контроля
У системы контроля есть недостатки:
- Небезопасность. Удобство функции снижает концентрацию внимания водителя, а это может стать причиной ДТП при неожиданных дорожных препятствиях.
- Высокая цена авто и стоимости обслуживания. «Навороченная» комплектация авто обойдется водителю значительно дороже, чем базовое оснащение.
- Расходы на уход и обслуживание. Система требует вложений и внимания для стабильной и безопасной работы.
- Передвижение только за городом. В городских условиях действует только адаптивный круиз-контроль, но и он не может гарантировать абсолютную безопасность при движении в транспортном потоке.
- Неправильные показатели индикаторов. Приборные расчеты могут допускать неточности, например, из-за ограниченной видимости. Это может привести к ДТП.
- Использование только в хорошую погоду. В туман или осадки круиз-контроль может сбиваться, а это увеличивает вероятность возникновения аварии.
- Узкая опциональность. Круиз-контроль не всегда может учитывать дорожную ситуацию и подстраиваться под нее.
Плюсы круиз-контроля
Преимущества технологии заключаются в следующем:
- Комфорт для автомобилиста. Водитель может больше следить за дорожной ситуацией, а не за скоростью.
- Низкий расход топлива. Двигатель держит определенное количество оборотов и не требует дополнительного поступления горючего.
- Следование скоростному режиму, что защищает от штрафов ГИБДД.
- Простота использования. Водителю нужно лишь нажать на кнопку, чтобы активировать опцию.
- Снижение химических выбросов из-за постоянства скоростного режима.