Причины появления хруста в коробке передач

Исправная коробка переключения передач работает плавно, без рывков и посторонних звуков. Если в узле появился хруст, стоит задуматься о ремонте. Мы расскажем, откуда берутся посторонние звуки при переключении КПП. 

Пугающий скулеж: почему на задней передаче автомобиль издает странный звук

Вы когда-нибудь задумывались, почему при включении задней передачи автомобиль издает этот странный скулящий звук? Мы решили разобраться в этом вопросе.

Пугающий скулеж: почему на задней передаче автомобиль издает странный звук

Почему гудит коробка передач

Причины для МКПП и АКПП отличаются. У трансмиссий разная компоновка и принцип действия. Диагностика зависит от режима работы автомобиля. На холостых оборотах гул появляется из-за недостатка масла или жидкости ATF. Поэтому сначала советуем проверить уровень смазки, долить до нормы, если образовался «дефицит». Дальнейшие шаги зависят от типа коробки.

Коробка передач – одна из самых важных частей машины, обеспечивающая передачу мощности от двигателя к колесам. Однако, автовладельцы иногда сталкиваются с неприятной проблемой – шумом в коробке передач. Этот шум может быть разного характера и проявляться в различных условиях. В данной статье мы разберем основные причины шума в коробке передач и расскажем о возможных способах решения этой проблемы.

  • 1. Почему гудит коробка передач
  • 2. МКПП
  • 3. АКПП
  • 4. Присадки для снижения уровня шума
  • 5. Выводы

Каждый водитель сталкивался с проблемой гула или воя коробки переключения передач (КПП). Этот неприятный звук раздражает, свидетельствует о неполадках в трансмиссии. Игнорировать такие “звоночки” нельзя, ведь они станут причиной дорогого ремонта.

В этой статье мы разберемся, почему коробка начинает шуметь, и что с этим делать. Рассмотрим основные причины возникновения посторонних звуков в механической, автоматической трансмиссии. Узнаем, как диагностировать проблему и устранить ее.

Независимо от типа КПП, любой гул или вой – это повод насторожиться. Чем раньше вы заметите тревожные симптомы, тем больше шансов сохранить агрегат в рабочем состоянии. Поэтому давайте разбираться, какие “сюрпризы” может преподнести КПП и как с ними бороться.

Причины шума в коробке передач

  1. Шум в коробке передач при отпущенном сцеплении. Если вы слышите скрежет или стук в коробке передач при выжатом сцеплении, это может быть связано с износом сцепления или подшипника выключения сцепления.
  2. Шум в коробке передач при движении. Шум, который усиливается при движении автомобиля, может быть вызван износом или повреждением шестерен коробки передач.
  3. Шум в коробке передач на холостом ходу. Гудение или постоянный шум на холостом ходу может говорить о проблемах с подшипниками или механизмами синхронизации.
  4. Шум в коробке передач при нагрузке. Если шум возникает при увеличении нагрузки на автомобиль, возможно, страдают опоры или шестерни.
  5. Шумит коробка передач на нейтралке. Этот тип шума может быть связан с износом подшипников или других деталей коробки передач.

Причины появления хруста в коробке передач

Для тех, кто хочет попробовать устранить шум в коробке передач, существует ряд специализированных присадок, которые могут помочь улучшить состояние КПП и снизить шум. Если у вас гудит коробка передач, рекомендуем обратить внимание на наш рейтинг лучших присадок для устранения посторонних шумов. 
 

Причины проблемы

Чаще всего коробка автомат хрустит при повреждении основных деталей трансмиссии.

Тип детали Характер повреждения
Шестерни и подшипники валов Истирание и выпадение зубьев, разрушение тел качения, нарушение соосности вала
Синхронизатор Износ зубьев на муфте и на кольце
Кулиса рычага Износ втулки кулисы или разбалансировка привода рычага

Помимо повреждения элементов трансмиссии, при включении задней передачи коробка хрустит из-за недостатка ATF-жидкости или некачественного масла.

Также проблема возникает из-за проблем со сцеплением, которые могут иметь самый разный характер:

  • биение ведомого диска сцепления;
  • неисправность лепестков пружины корзины сцепления;
  • поломка вилки выключения сцепления;
  • обрыв троса сцепления;
  • разгерметизация гидравлического контура.

Определить точную причину звукового сопровождения поможет диагностика АКПП, которая включает визуальный осмотр, анализ состояния и давления масла, а также дефектовку элементов коробки передач. Для выявления проблемы также выполняется компьютерная диагностика. 

Благодаря комплексной услуге, удается понять, почему появился посторонний звук, выбрать оптимальный способ его устранения.

В течение последнего месяца замечаю при переключении автоматической коробки посторонний звук. Очень похоже короткий ВЖЖИК, как звук прокручивающего ремня на шкиве. Машина едет как обычно.

Масло в коробке есть, менялось с фильтром 40 тысяч назад.

Кто-нибудь с такой бякой встечался? Не первые ли это признаки умирания коробки?

avatar

Посторонние звуки при переключении автомата

avatar

Я это заметил ещё с новья когда включаешь D,2,1 или R.

avatar

sailor_cool
Если вжик негромкий – я так понимаю, он и должен быть. У меня тоже вжикает, с момента покупки, особено в гараже хорошо слышно.

avatar

Хм. Интересно. Раньше у меня не вжикало.

По-моему,это норма.Вжикает где-то пол секунды при включ.передачи,так было и на “Максимке”.

avatar

sailor_cool
Был у мене такой испуг – в тишине на стоянке услыхал и давай тут форумчан вопросами забрасывать. Успокоили

Причины появления хруста в коробке передач

===
Покопайся – может найдешь эту тему.

Консультировался по этому вжику у спеца по коробкам-автоматам. Он сказал, что это даже очень хорошо – хорошее давление в магистрали при переключении передач.

avatar

avatar

“Вжикают” у вас сателиты… или как их правильно Клапан “А” и Клапан “В”… у меня вжикает только при езде на маленькой скорочти когда крутиш до 2000 и даеш газу чтоб он переключился на 1ю… очень редко вжикает с 2 на 3ю

Причины появления хруста в коробке передач

avatar

1

Причины появления хруста в коробке передач

Владельцы автомобилей с автоматическими трансмиссиями думают, что регулярное обслуживание машины избавляет их от проблем, но это не совсем так. Даже при самом бережном использовании и регулярном обслуживании в механизмах АКПП имеются негативные процессы естественного износа, эффект от которых проявляется в том числе и в нехарактерном звуковом сопровождении. В частности, автовладелец может услышать, как хрустит АКПП. Для устаревших авто он был нормой и объяснялся конструктивными особенностями трансмиссии, но для современных авто это явный признак нештатной работы. Хруст КППП указывает на то, что шестерни входят в зацепление неправильно, что приводит к ускоренному износу этих деталей.

Причины появления хруста в коробке передач

Владельцы автомобилей с автоматическими трансмиссиями думают, что регулярное обслуживание машины избавляет их от проблем, но это не совсем так. Даже при самом бережном использовании и регулярном обслуживании в механизмах АКПП имеются негативные процессы естественного износа, эффект от которых проявляется в том числе и в нехарактерном звуковом сопровождении. В частности, автовладелец может услышать, как хрустит АКПП. Для устаревших авто он был нормой и объяснялся конструктивными особенностями трансмиссии, но для современных авто это явный признак нештатной работы. Хруст КППП указывает на то, что шестерни входят в зацепление неправильно, что приводит к ускоренному износу этих деталей.

Причины хруста в механической коробке передач

Скрип, хруст, треск могут появляться время от времени или присутствовать постоянно. Посторонние звуки обычно слышны при переходе на повышенные передачи, а переключение на пониженные происходит без проблем. Скрежет может появляться при торможении двигателем, движении накатом. В большинстве случаев проблема обусловлена износом деталей трансмиссии. 

Интересно, что в некоторых бюджетных автомобилях легкий хруст при переключении передач – это вариант нормы. В таких машинах нет синхронизатора. Хруст особенно хорошо слышен при включении задней скорости. 

Синхронизатор. Узел отвечает за плавное переключение скоростей. Когда в синхронизаторе появляются дефекты, пропадает контроль над движением цепляющихся валов. Хруст обычно сопровождает какую-то одну передачу и не проявляется на всех остальных. 

Чтобы устранить проблему, необходим качественный ремонт или полная замена изношенных деталей. 

Валы. Причина скрежета – износ зубчиков на шестернях, из-за которого нарушается соосность вращающихся деталей. Звук усиливается по мере прогрева коробки переключения передач и может быть практически не слышным в холодном узле. При износе валов посторонние шумы появляются и во время движения автомобиля. 

Для устранения хруста необходимо заменить дефектные детали. 

Подшипники. Чаще всего дефект возникает на первичном валу. Подшипники изнашиваются, появляется хруст. 

При ремонте коробки специалист проведет дефектовку деталей и установит новые запчасти. 

Соединения. При истирании деталей в местах их сопряжения возникают зазоры. Нарушается герметичность коробки передач. Внутрь узла попадает воздух, масло постепенно вытекает, возникает сухое трение, которое сопровождается хрустом. 

Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень СОЖ с помощью щупа. После долива масла и исправления зазоров хруст пропадет. 

Трос сцепления. Деталь изнашивается по мере увеличения пробега. В среднем на отметке 100 тыс. км трос необходимо менять. Если игнорировать проблему, он порвется, и сцепление начнет проваливаться при переключении передач.

Ремонт в данном случае сводится к замене изношенного тросика. Работа простая, быстрая, не требует вскрытия коробки передач. 

Детали корзины сцепления. Хруст может появиться из-за износа лепестков, когда нарушается работа диска. Проблема характера для машин с большим пробегом. Коробка скрипит при переключении, причем звук отличается от всех других шумов и может сразу указать специалисту на возможную причину поломки. 

Чтобы исправить ситуацию, необходимо заменить диски сцепления. 

Как избежать появления хруста

Полностью защитить МКПП или АКПП от появления хруста невозможно, но у автовладельца есть возможность свести риски поломки к минимуму. Для этого достаточно следовать несложным правилам. В первую очередь, соблюдать правила эксплуатации автомобиля: избегать агрессивного вождения (резких ускорений, торможений и пробуксовок), следить за уровнем и состоянием трансмиссионной жидкости, а также проходить регулярное обслуживание через 60 тыс. км пробега.

Если посторонний звук все же появился, необходимо отказаться от самостоятельного решения проблемы. Без помощи профессионалов удастся только проверить уровни жидкости в гидравлическом сцеплении и трансмиссионного масла в коробке переключения передач. Во всех остальных случаях нужно обратиться к специалистам, которые предоставляют комплексную услугу, включающую в себя диагностику и устранение неисправности.

hands-female-mechanic-using-laptop.jpg

Дело в строении коробки передач

Итак, все мы слышали этот звук. Но почему автомобиль издает его только на задней передаче? Ответ заключается в некоторых особенностях конструкции коробки передач. Дело в том, что все передачи для движения вперед оборудованы косозубыми шестернями, и лишь задняя передача — прямозубыми.

Косозубые шестерни располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть винтовой линии. Зацепление таких колес происходит плавнее, чем у прямозубых, и с гораздо меньшим шумом. Площадь контакта увеличена, по сравнению с прямозубой передачей, а значит и крутящий момент, передаваемый зубчатой парой, также больше.

Причины появления хруста в коробке передач

Недостатками являются необходимость применения для установки вала упорных подшипников и увеличение площади трения зубьев, что вызывает потери мощности на нагрев и компенсируется применением специальных смазок. Прямозубые шестерни — самый распространённый вид зубчатых колес. Их зубья расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерен параллельна оси вращения.

При этом оси обеих шестерен также должны располагаться строго параллельно. Прямозубые колеса наиболее просты и имеют наименьшую стоимость, однако максимальный передаваемый крутящий момент у таких колес ниже, чем у косозубых. Но для задней передачи это совсем не критично, не так ли? А еще передаче с прямозубыми шестернями не нужны синхронизаторы для шестерен, что экономит еще больше денег.

Шестерни косозубой передачи всегда находятся в контакте друг с другом благодаря форме зубьев — такова их конструкция. В отличие от них, прямозубые шестерни имеют почти незаметный зазор. Непрерывный стук, который возникает при контакте таких зубчатых колес друг с другом, превращается в этот неприятный для слуха воющий звук.

Хруст не появляется первым

Устранить хруст поможет ремонт АКПП в Москве, но при условии своевременного выполнения. Не упустить время для решения проблемы помогут признаки, которые предшествуют хрусту:

  • затрудненное переключение режимов работы трансмиссии;
  • нештатное переключение трансмиссии в нейтральное положение;
  • снижение топливной эффективности.

Сначала коробка передач хрустит с первой и задней скорости. Это объясняется тем, что в данных режимах работы самое высокое передаточное соотношение, поэтому для работы в этих режимах потребуется максимальный крутящий момент.

Сервисный центр ATG – лучший выбор во всех отношениях

Для автовладельцев из Москвы появление хруста в трансмиссии не является проблемой, так как в столице России работает автосервис ATG, который специализируется на восстановлении трансмиссий отечественных авто и иномарок. Располагаем штатом высококлассных специалистов и современным оборудованием, благодаря чему точно и быстро локализуем неисправность. С устранением поломки проблем тоже не возникает, так как во время ремонта используются оригинальные запчасти и расходники.

На все выполненные работы предоставляется гарантия 1 год, поэтому сдатчики могут быть уверены в высоком качестве. Его подтверждением являются и положительные отзывы клиентов. Помимо качества, клиентов сервисного центра привлекает и доступная стоимость услуги. Автовладельцы точно знают, сколько и за что платят, им не приходится тратиться на лишние услуги. Снижению затрат способствуют акции и персональные скидки для постоянных клиентов. Помимо денег, заказчики экономят еще и время, этому способствует удобный сервис, в том числе всесторонняя поддержка.

Оценить эти преимущества можете и вы, для этого нужно сделать всего пару кликов мыши. Оформите заявку на диагностику на сайте, после этого приезжаете в сервисный центр для проведения комплекса работ. Сотрудники сервисного центра определят причину хруста коробки и устранят ее наиболее эффективным способом. Вскоре вы получите автомобиль обратно, и коробка передач уже не будет издавать никаких посторонних звуков, скорости будут переключаться так же плавно и точно, как у новой машины.

АКПП

Автоматическая коробка передач (АКПП) — это сложный агрегат трансмиссии, который самостоятельно переключает ступени в зависимости от скорости движения автомобиля, нагрузки на двигатель. Водителю не нужно вручную манипулировать рычагом и педалью сцепления, как в механике. Процесс переключения ступеней происходит плавно, незаметно для пассажиров. Основные элементы гидромеханической АКПП:

  1. Гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя и умножающий его.
  2. Планетарные ряды с шестернями, которые формируют передаточные числа.
  3. Набор фрикционов и тормозных лент, отвечающих за переключение ступеней.
  4. Клапанная коробка с гидроблоком управления, регулирующая давление масла в системе.

Принцип работы АКПП заключается в автоматическом изменении передаточного отношения в планетарном редукторе за счет блокировки, растормаживания фрикционных элементов. Блок управления учитывает много параметров: положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, обороты двигателя, сопротивление движению. Причины гула:

Подшипник первичного вала

Подшипник вторичного вала

Фрикционные пары в ГТД

При бережной эксплуатации, своевременной замене масла, АКПП способна надежно служить сотни тысяч километров. Но иногда в ее работе возникают сбои, вызванные износом или поломкой компонентов. Признаки неисправности автомата — рывки, толчки, задержки при переключении передач, посторонние шумы, вибрации. Иногда АКПП пинается. Перейдем к режимам работы.

Сразу после запуска мотора

Если АКПП начинает гудеть или выть сразу после запуска двигателя, особенно в холодную погоду, то причин может быть несколько. Чаще всего это слишком густое масло ATF, износ подшипника первичного вала или поломка элементов гидротрансформатора.

Жидкость ATF — основа работы АКПП. Она передает усилия на фрикционы, смазывает детали. Если масло старое, загрязненное или неподходящее по вязкости, то возникают проблемы с переключением передач, шумы при работе агрегата. На морозе густая жидкость ATF с трудом прокачивается по каналам гидроблока, отчего страдают подшипники, шестерни.

Слив масла из АКППСлив жидкости ATF

Подшипник первичного (входного) вала АКПП связан с гидротрансформатором. Он принимает на себя основные нагрузки от двигателя. При холодном пуске на подшипник воздействуют ударные моменты, что приводит к ускоренному износу. Дефектный подшипник издает неприятный гул, особенно заметный до прогрева коробки.

Гидротрансформатор (ГДТ) состоит из комплекса лопастных колес. Он отвечает за передачу крутящего момента от мотора к планетарному редуктору. Поломка крыльчатки насосного колеса, повреждение обгонной муфты или разрушение упорного подшипника вызывают металлический гул, вибрации корпуса АКПП при запуске силового агрегата.

Причинами воя коробки-автомат на холодную могут быть износ уплотнений, деформация поддона картера. Точно определить источник шума можно только после комплексной диагностики АКПП. По результатам проверки будет ясно, нужна ли замена масла ATF, ремонт гидротрансформатора или более серьезное восстановление. Чтобы уберечь автоматическую трансмиссию от проблем, надо вовремя менять масло ATF (каждые 40-60 тыс. км), прогревать двигатель перед поездкой, избегать резких стартов и торможений.

Во время разгона

Если АКПП издает вой или гул при интенсивном разгоне автомобиля, то высока вероятность износа подшипников ведущего (входного) или ведомого (выходного) валов. Эти подшипники работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей вращения, что приводит к их постепенному разрушению.

Ведущий вал АКПП связан с гидротрансформатором. Он передает крутящий момент от двигателя на планетарный ряд. Его подшипники испытывают максимальные усилия при старте с места и резком нажатии на педаль газа. Ведомый вал вращается в паре с главной передачей, отвечает за вывод мощности на колеса. При агрессивной манере вождения он подвергается повышенным нагрузкам.

Со временем в подшипниках появляются дефекты: трещины на сепараторах, выкрашивание дорожек качения, разрушение тел качения. Все это приводит к увеличению зазоров, потере плавности хода и возникновению посторонних звуков. Характерный вой изношенных подшипников лучше всего слышно при интенсивном разгоне, когда обороты двигателя и скорость вращения валов максимальны.

Вначале развития дефекта гул подшипников может периодически пропадать, особенно при спокойном движении. Но с каждым днем он становится все громче, навязчивее. Возможно появление вибраций рычага селектора АКПП, рывков и толчков при переключении ступеней. В запущенных случаях разбитые подшипники приводят к заклиниванию валов, полному отказу трансмиссии.

Точную причину воя коробки‐автомат при разгоне можно установить только после вскрытия агрегата и оценки состояния его компонентов. Дефектные подшипники меняют в сборе с сальниками, упорными шайбами. Иногда приходится восстанавливать изношенные шейки валов или даже полностью заменять их.

На определенной ступени

Если АКПП начинает гудеть или завывать при включении конкретной ступени (второй или третьей), то причиной становится износ шестерен планетарного ряда или повреждение фрикционов гидротрансформатора, отвечающих за эту передачу.

Шестерни в АКПП производят из высокопрочных материалов, их закаляют. Но при длительной эксплуатации, особенно в условиях повышенных нагрузок, зубья шестерней истираются, на них появляются сколы, трещины. В результате нарушается плавность зацепления, возникают вибрации и гул, который усиливается при активном разгоне.

Фрикционные элементы (диски, кольца, ленты) обеспечивают переключение ступеней в гидротрансформаторе за счет блокировки, растормаживания планетарных рядов. Со временем из‐за перегрева и загрязнения масла ATF, фрикционы теряют свойства: истончаются, коробятся, на них появляются задиры, очаги деструкции. Это приводит к проскальзыванию дисков, пробуксовкам, характерному гулу при включении передачи.

Звуки, вызванные износом шестерен и фрикционов, могут проявляться по‐разному. Обычно это монотонный низкочастотный гул, переходящий в вибрацию и резонанс при определенных оборотах двигателя. Дефект дает о себе знать как при трогании с места, так и при наборе скорости. Возможны рывки, толчки и затянутые паузы при переключениях. Ремонт предполагает замену изношенных шестерен, фрикционных дисков и уплотнений гидроблока. В запущенных случаях восстановление коробки потребует серьезных вложений с перебором всех узлов.

Присадки для снижения уровня шума

Если слышен гул в коробке передач, она начинает гудеть, выть или издавать другие посторонние звуки, то первым делом нужно провести диагностику, выявить причину неполадки. Но когда дефект еще не слишком серьезный, можно попробовать устранить шум с помощью добавки присадок в трансмиссионное масло. Присадки от шума — комплекс активных веществ, которые улучшают свойства масла, восстанавливают изношенные детали. В зависимости от состава, они могут:

  1. Повышать вязкость и несущую способность масла, снижая трение между деталями.
  2. Заполнять микротрещины и неровности на поверхностях, сглаживая зазоры.
  3. Создавать прочную масляную пленку, защищая узлы от износа и перегрева.
  4. Очищать каналы гидроблока от отложений и продуктов окисления.

Можно использовать присадки для борьбы с гулом и воем в таких случаях:

  • износ шестерен и подшипников из‐за некачественного масла или большого пробега;
  • повреждение синхронизаторов и фрикционов вследствие перегрева или загрязнения;
  • вибрации, стуки при переключении передач, вызванные износом деталей;
  • утечки масла через изношенные сальники, уплотнения.

Применять присадки нужно строго по инструкции, не превышая рекомендованную дозировку. Обычно флакон “химии” заливают в коробку через маслозаливную горловину. После этого необходимо проехать 2–3 километра, чтобы состав равномерно распределился, начал работать.

Присадки — не панацея. Они не могут полностью устранить серьезные дефекты КПП. Жидкости лишь временно маскируют звуки, замедляют развитие неисправностей. При критическом износе или поломке деталей придется делать капитальный ремонт с заменой проблемных узлов.

Профилактика хруста в коробке переключения передач

Чтобы узел работал без поломок долгое время, соблюдайте правила бережной эксплуатации автомобиля: 

  • меняйте масло в коробке передач согласно регламенту ТО; 
  • используйте расходные материалы, рекомендованные производителем машины; 
  • плавно переключайте передачи, чтобы снизить нагрузку на трансмиссию; 
  • не выжимайте сцепление слишком долго. 

Если коробка уже начала хрустеть, приезжайте в наш автосервис на диагностику. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11

Как идентифицировать проблему

Очень часто водитель даже не замечает, как хрустит коробка передач при переключении, так как он не воспринимает эти звуки серьезно или путает их с посторонними шумами. Запутаться в этом вопросе может даже автовладелец с большим водительским стажем, так как неполадки проявляются в разных звуках. Это может быть не только хруст, но и треск или скрежет. Характер посторонних звуков зависит от марки и модели трансмиссии, а также зависит от режима работы коробки-автомат. Например, при переключении трансмиссии на первую скорость водитель чаще всего слышит скрежет, как будто педаль сцепления не выжата полностью. Посторонние звуки могут появляться на разных скоростях, а также при торможении и во время движения.

Появление постороннего звука является первым симптомом поломки МКПП, поэтому пренебрегать этими признаками не рекомендуется. При их появлении нужно незамедлительно отправляться в автосервис.

mechanic-holding-bevel-gear.jpg

МКПП

Механическая коробка передач (МКПП) — один из узлов трансмиссии автомобиля. Она нужна для изменения крутящего момента и частоты вращения, передаваемых от двигателя к ведущим колесам. С помощью рычага водитель может регулировать тяговое усилие, скорость движения машины. Причины шума таковы:

Подшипник первичного вала

Подшипник вторичного вала

МКПП состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, а также шестерней для регулировки передаточных чисел. При переключении ступеней сначала выжимают сцепление, затем включается шестерня, после сцепление плавно отпускают. Крутящий момент от мотора через первичный вал и синхронизаторы передается на вторичный вал, а с него — на главную передачу, колеса.

Количество ступеней в МКПП – от 3 до 7 и более. Чем их больше, тем плавнее происходит разгон, эффективнее используется мощность двигателя. “Механику” оснащают дополнительными системами. Это синхронизаторы, демпферы крутильных колебаний, самоблокирующиеся дифференциалы. При нормальном режиме движения КПП остается в норме на протяжении 200–300 тысяч километров пробега. Но со временем металл деградирует, ломаются синхронизаторы, стачиваются зубья на валах. Гудит коробка. Тому есть несколько причин.

На холостых оборотах на холодную

Одной из распространенных причин гула или воя МКПП на холостых оборотах двигателя выступает износ подшипника первичного (входного) вала. Он располагается в передней части коробки, служит для фиксации вала, на который передается крутящий момент от маховика через сцепление.

Подшипник первичного вала МКППШарикоподшипник первичного вала

С течением времени подшипник первичного вала подвергается постоянным нагрузкам, постепенно изнашивается. Из‐за этого увеличиваются зазоры между шариками или роликами и обоймами, что приводит к появлению люфта, характерного шума. Он проявляется при нейтральном положении рычага КПП, отпущенной педали сцепления.

Гул или вой изношенного шарикоподшипника первичного вала лучше всего слышно на холостых оборотах, когда шум двигателя минимален. При увеличении оборотов посторонние звуки могут пропадать или сливаться с общим фоном. Подшипник обычно шумит сильнее в начале движения, при трогании с места, пока коробка не прогрелась.

Точно диагностировать неисправный шарикоподшипник первичного вала можно только при снятии КПП, ее разборке. Но предварительно оценить его состояние получится без демонтажа агрегата. Для этого нужно завести двигатель, включить “нейтралку”, прислушаться. Если при нажатии на педаль сцепления шум исчезает, значит проблема кроется в подшипнике первичного вала. Езда с неисправным шарикоподшипником недопустима, так как со временем он разрушится полностью, а его обломки повредят шестерни, другие детали коробки.

При разгоне и отпускании сцепления

Если “механика” издает гул или вой при разгоне автомобиля и отпускании педали сцепления, то велика вероятность износа подшипников вторичного (выходного) вала. Подшипники удерживают вал, на который передается крутящий момент от первичного вала через шестерни включенной передачи. Подшипники вторичного вала испытывают значительные нагрузки, особенно при активном разгоне и переключении ступеней. Из‐за этого постепенно увеличиваются зазоры в подшипниках, нарушается плавность их хода, появляются люфты, посторонние звуки.

Вторичный вал МКПП с подшипникомВторичный вал с шарикоподшипником

Характерный гул или вой изношенных подшипников вторичного вала обычно проявляется при отпускании сцепления и начале движения на любой передаче. Чем выше ступень, интенсивнее разгон, тем сильнее шумят подшипники. На высоких оборотах двигателя их звук сливается с общим фоном, но при сбросе газа становится отчетливо слышен.

Оценить состояние подшипников вторичного вала можно на слух, по поведению автомобиля. Кроме гула и воя при разгоне, об их износе свидетельствуют вибрации рычага КПП, затрудненное включение ступеней, металлический скрежет при переключении. В запущенных случаях неисправные подшипники приводят к заклиниванию вторичного вала, полному отказу коробки.

Точный диагноз можно поставить только после вскрытия коробки, ревизии ее компонентов. Если подшипники изношены, их необходимо заменить в сборе с сальниками, другими уплотнениями. Иногда нужна шлифовка или замена вторичного вала. Несмотря на трудоемкость ремонта, откладывать его не стоит. Езда с неисправными подшипниками вторичного вала стремительно “убивает” МКПП, провоцируя повреждение шестерней, валов.

На низких передачах

Если “механика” издает гул или вой при включении первой или второй ступени, то причиной могут быть сразу несколько факторов. Чаще всего это комплексный износ подшипников первичного вала, шестерен, муфт синхронизаторов низших передач. Подшипники первичного вала испытывают повышенные нагрузки на первой и второй ступенях, когда крутящий момент от двигателя максимален. Из‐за постоянных рывков и вибраций подшипники быстрее изнашиваются, в них появляются люфты, дефекты, которые вызывают характерный гул.

На шестернях МКПП срезало зубьяСрезанные зубья на шестернях

Шестерни низших передач тоже подвергаются серьезным испытаниям. При резком старте с места и переключении со второй на первую они работают в условиях ударных нагрузок. Со временем зубья шестерней истираются, на них появляются сколы, трещины. В результате при зацеплении шестерней первичного и вторичного валов возникает металлический лязг, вой.

Фактором, усугубляющим шум на низших ступенях, становится износ муфт синхронизаторов. Эти детали обеспечивают плавное, четкое включение первой и второй передач без хруста. Когда зубчатые и блокирующие кольца муфт изнашиваются, синхронизаторы начинают проскальзывать, издавать неприятный гул. Провести диагностику можно только после снятия, разборки, дефектовки МКПП. Не советуем ездить с гулом, рано или поздно детали рассыпятся, металлическая стружка попадет в трансмиссионное масло. Коробка просто заклинит посреди дороги.

На высоких передачах

Вой МКПП на четвертой и пятой ступенях свидетельствует о комплексном износе подшипников вторичного вала, шестерен и муфт синхронизаторов высших передач. Компоненты испытывают повышенные нагрузки при движении автомобиля на высокой скорости. Подшипники вторичного вала на прямых ступенях вращаются с очень большой частотой. Из‐за этого они подвергаются сильному нагреву, теряют свойства, начинают гудеть. Дефектные подшипники вызывают вибрации вторичного вала, которые передаются на шестерни, синхронизаторы.

Шестерни высших передач при активном движении по трассе работают в напряженном режиме. Постоянное трение приводит к истиранию зубьев, появлению микротрещин, сколов. Особенно страдают шестерни пятой ступени, главной пары, ведь через них проходит максимальный крутящий момент. Изношенные шестерни издают неприятный металлический вой при зацеплении.

Муфты синхронизаторов четвертой и пятой ступени обеспечивают плавное переключение на высоких скоростях. Со временем зубчатые венцы муфт стачиваются, пружины слабеют, нарушается геометрия конусов. Из‐за этого синхронизаторы начинают проскальзывать, гудеть при включении или выключении передачи. Чтобы провести диагностику, надо снимать и разбирать коробку, менять подшипники, шестерни, муфты синхронизаторов.

На конкретной передаче

Если МКПП издает посторонние звуки (вой, гул, треск) только на одной конкретной передаче (на третьей), то причиной становится износ соответствующей шестерни, муфты синхронизатора. Детали работают в паре, подвергаются постоянным нагрузкам при включении, выключении ступени. Шестерни в коробке делают из высокопрочных сталей, подвергают термической обработке. Но со временем на зубьях появляются следы усталостного износа, микротрещины, сколы. Особенно страдают шестерни третьей передачи, ведь они часто используются при обгонах, резких ускорениях. Дефектная шестерня начинает шуметь, вибрировать при зацеплении с парной деталью.

Муфта синхронизатора третьей ступени отвечает за плавное, безударное включение шестерней. Внутри муфты находятся блокирующие кольца с косыми зубьями, которые обеспечивают синхронизацию скоростей вращения валов. При активной эксплуатации автомобиля зубья колец истираются, нарушается четкость работы механизма. В результате возникают рывки, посторонние звуки при выборе третьей скорости.

Шумы, вызванные износом шестерни и муфты синхронизатора, проявляются по-разному. Обычно это глухой гул, переходящий в вой и скрежет металла при увеличении оборотов двигателя. Звук может возникать как при включении третьей передачи, так и при движении с постоянной скоростью. Бывают проблемы с переключением: ступень включается с усилием или “выскакивает” самопроизвольно.

Точный “диагноз” можно поставить только после вскрытия коробки передач, ревизии деталей. Судя по нашему опыту, изношенную шестерню и муфту синхронизатора приходится менять в сборе. Если дефекты критические, то потребуется правка или замена валов коробки.

ТОП-5 лучших присадок от шума в коробке передач


1 место. Ревитализант Xado (Хадо) Revitalizant EX120 для МКПП и редукторов (шприц 8 мл) XA 10030

Данная добавка обладает высокой репутацией в решении проблем с износом и шумом в коробке передач, поэтому занимает первое место в нашем рейтинге. Она предназначена для механических коробок передач и редукторов.
 

Преимущества присадки Revitalizant EX120 от Хадо:

  • существенно снижает вибрацию и шумы;
  • улучшает работу синхронизаторов, обеспечивая более плавное переключение передач;
  • уменьшает расход топлива;
  • устраняет следы износа на рабочих поверхностях.

Причины появления хруста в коробке передач

2 место. Ревитализант Xado (Хадо) Revitalizant EX120 для АКПП (шприц 8 мл) XA 10031

Xado (Хадо) Revitalizant EX120 предназначен для применения в автоматических коробках передач всех видов, включая вариаторы (CVT), Tiptronic и Steptronic. Данный продукт создан для восстановления и защиты от износа коробок передач.
 

Преимущества данной присадки от производителя Хадо:

  • эффективно снижает уровень шума и вибрации КПП;
  • обеспечивает защиту деталей АКПП при низком уровне трансмиссионной жидкости;
  • защищает и восстанавливает металлические детали трансмиссии;
  • продлевает срок службы механизмов АКПП.

Причины появления хруста в коробке передач

3 место. Антифрикционная присадка в трансмиссионное масло Liqui Moly Getriebeoil-Additiv (20ml)

Специально разработанная присадка от бренда Ликви Моли предназначена для применения в механических коробках передач и дифференциалах. Она значительно сокращает износ и температуру в области трения. 
 

Достоинства данного продукта:

  • обеспечивает более плавное переключение передач;
  • коробка функционирует бесшумно, а также остается менее нагретой в процессе эксплуатации; 
  • повышает эффективность работы КПП.

Причины появления хруста в коробке передач

4 место. Противоизносная присадка в МКПП Bardahl Manual Gearbox Additive (1045B) 150мл

Bardahl Manual Gearbox Additive (1045B) – это эффективное средство, разработанное специально для применения в механических коробках передач. Данный продукт способствует уменьшению уровня шума, предотвращению износа компонентов трансмиссии и увеличению ее срока службы. Кроме того, он повышает плавность работы механизма и облегчает переключение передач.
 

Другие преимущества противоизносной присадки от бренда Бардаль:

  • совместима с различными типами трансмиссионных масел;
  • эффективно снижает нагрев и шума в трансмиссиях;
  • предотвращает образование ржавчины на деталях КПП.

Причины появления хруста в коробке передач

5 место. Комплексная присадка для АКПП и ГУР Wynn`s Automatic Transmission Treatment 64544 (325мл)

Комплексная присадка от бренда Винс разработана для автоматических трансмиссий с целью улучшения процесса переключения передач и снижения износа АКПП и ГУР. 

Преимущества данного продукта:

  • снижает уровень шума в коробках переключения передач;
  • восстанавливает эластичность уплотнений и манжет;
  • обеспечивает надежную защиту и очистку системы;
  • существенно облегчает переключение передач;
  • предотвращает окисление и старение автоматических трансмиссионных жидкостей;
  • увеличивает срок службы компонентов трансмиссии.

Причины появления хруста в коробке передач

Следует помнить, что присадки не являются универсальным решением и не могут восстановить сильно изношенные детали. 
 

Выводы

Шум в коробке передач – это всегда повод для беспокойства. Независимо от типа трансмиссии (механика или автомат), любые посторонние звуки свидетельствуют о развитии неисправностей, требуют немедленной реакции со стороны владельца. Распространенные причины гула, воя и других “звуковых аномалий” в КПП:

  1. Низкий уровень или некачественное трансмиссионное масло.
  2. Износ подшипников первичного, вторичного или промежуточного валов.
  3. Повреждение шестерен и зубчатых колес из‐за усталости металла.
  4. Дефекты синхронизаторов и фрикционных элементов.
  5. Проблемы с гидротрансформатором или гидроблоком (в АКПП).

Диагностика позволяет выявить истинную причину гула коробки, принять меры до того, как произойдет серьезная поломка. Опытные автомеханики определяют характер неисправности по тембру звука, условиям его возникновения и сопутствующим симптомам (вибрации, рывкам, затрудненному переключению передач). Найти, устранить причину самостоятельно трудно. Вой — только симптом. Докопаться до причины можно лишь после демонтажа, разборки КПП.

https://youtube.com/watch?v=UW8Vw33K2Bc%3Fsi%3DyrdwNCW2s2hbdTje

Заключение

Шум в коробке передач – не только раздражающая проблема, но и сигнал о возможных проблемах с важными механизмами автомобиля. Выявление и устранение причин шума в коробке передач имеет большое значение для сохранения надежности и комфорта вождения. Присадки могут помочь в некоторых случаях, но не следует полагаться исключительно на них. При серьезных проблемах рекомендуется обратиться в автосервис для диагностики и ремонта.

В интернет-магазине Drossel можно купить высококачественные присадки и другую автохимию по доступным ценам. Доставка осуществляется по всей Украине. После покупки оставляйте свои отзывы на нашем сайте!

Еще про Ниссан:  Как работают воздушные завесы в автомобилях

Оставьте комментарий