Кузов
Чего можно ожидать от недорогой японской машины после 10 и даже почти 15 лет эксплуатации в России? А если она еще и английской сборки? Не угадали: обширной коррозии вы скорее всего не найдете, хотя мелких точечных очагов может оказаться довольно много. Шанс встретить откровенно ржавые экземпляры есть, но в большинстве случаев это будет следствие некачественного восстановления после ДТП.
ЛКП тонкое, и потому капот, передние крылья, кромка крыши и порог у задней арки часто имеют мелкие сколы, а порой бывают и вовсе перекрашены. На машинах с пробегами за 150 тысяч мелкие сколы и повреждения кромок дверей, колесных арок и порогов скорее правило, чем исключение. В задней части порога краска может облезать кусками, пусть и на небольшой площади. Хорошее решение – защитная пленка. К сожалению, штатно пленка полагалась только машинам после второго рестайлинга, но многие клеили ее сами.
К счастью, наружная поверхность металла оцинкована, и если повреждения не доходят до кромок кузовных панелей, то коррозия распространяется медленно, а просто сколы могут не зацветать месяцами или даже годами, если благоприятствует климат. Особого преимущества у японских авто в сравнении с английскими не наблюдается: качество ЛКП у низ столь же посредственное.
Внимательно осмотрите зону вокруг задних фонарей – они заходят на крышу с задних стоек, и порой заметны следы вспухания краски по периметру. Под фарой собирается грязь, и в ряде случаев это провоцирует коррозию.
Изредка она вылезает и из-под молдингов дверей – видимо, внутренние металлические элементы ржавеют и «радуют» потеками. Сама панель двери при этом обычно не страдает. На задней двери коррозия встречается нечасто, в основном вылезает из-под бленды накладки ниши номерного знака или на нижнем шве двери.
Нижние швы дверей на части машин уже вспучиваются, но видимая коррозия нижней кромки пока встречается нечасто. В нише лючка бензобака «раскрывшийся» герметик швов попадается чаще. В моторном отсеке влага задерживается на опорах стоек кузова, ржавеет верхнее крепление амортизатора и чашка кузова изнутри.
Крыло переднее
Коррозия брызговика и лонжеронов в мотором отсеке встречается, но в основном поверхностная, не представляющая угрозы целостности кузова, если машина не стоит по полгода под забором. Вот правая подушка двигателя имеет сильно ржавеющий корпус, и если ее давно не меняли, то почти наверняка лонжерон под ней уже слегка проржавел. А еще проверьте поддон двигателя – он стальной, и в особо запущенных и пока единичных случаях прогнивает насквозь.
Очень неприятная проблема может скрываться на порогах кузова внутри салона: отогните напольный ковер и осмотрите верхнюю часть порога на предмет точек коррозии. В местах контакта с пластиковой накладкой и скобами, крепящими к ней ковролин пола, краска вспучивается, а если вовремя не зачистить и не покрасить, то можно обнаружить даже сквозную коррозию.
В запущенных случаях ржавчина поднимается вверх до стыка трех панелей, панели пола, усилителя и внешнего порога. В подобном случае вытравить ее будет уже сложно, и это хороший повод отказаться от покупки такой машины. На большинстве машин пока еще можно зачистить повреждения, заклеить пленкой и забыть.
Мелкие повреждения внутренней стороны дверей кромками дверной карты тоже вещь на Nissan Note обычная, и рецепт борьбы здесь такой же.
Вид снизу обычно хуже, чем сверху. У машин, не проходивших антикоррозийную обработку, заметны многочисленные коррозийные «высыпания». В основном, в колесных арках и в задней части кузова, на нише запасного колеса и силовых элементах. Очень хорошо, что слоем антикоррозийной мастики «по олдскулу» прикрыта большая часть площади днища, а не только швы и стыки.
Особый сюрприз для любителей таскать на тросу машины: задний буксировочный крюк крепится к нише запаски и если буксировка была жесткой, то швы ниши не выдерживают, герметик разрушается, а вместе с ним – шов задней панели и боковые швы «тазика». В задней арке швы лонжерона ничем не прикрыты, и ржавчина по точкам сварки не заставляет себя ждать, атакуя стык лонжерона и внутреннего брызговика кузова. У точки крепления амортизатора тоже нагруженное место и проблемный шов, на старых машинах коррозия бывает уже с перфорацией.
Помимо коррозии металла есть и другие кузовные проблемы. Фары очень быстро затираются и мутнеют, да еще и светят они так, что даже при правильной регулировке сильно слепят встречных. «Спасибо» за это стоит сказать «гениальной» дизайнерской идее с отражающей полочкой ниже светоформирующей поверхности внутри оптики.
Лобовое стекло тоже сравнительно слабое, и трапеция «дворников» закисает регулярно – уже после пяти лет эксплуатации опытные «енотоводы» очень рекомендуют проводить профилактику. «Разработать» уже закисшую с проворотом или выпрессовкой оси получается далеко не всегда, ее легкосплавный корпус легко поломать. Еще есть шанс, что при снятии-установке отвалятся ушки крепления трапеции к кузову – они активно ржавеют.
На машинах с АКП часто обрывает шпильку крепления подрамника внутри лонжерона. Кронштейны передних опор подрамника здесь очень нагружены, и в случае обламывания последний сильно «гуляет», ухудшая и без того очень средненькую управляемость автомобиля.
Не наша нота
Если на вашей машине уже есть камера заднего вида, то вам знакома и главная проблема. Выкладываешь за это «кино» немалые деньги, но чтобы смотреть его без искажений, то и дело выбегаешь к багажнику протереть оптику. Чаще других подобной разминкой занимаются владельцы машин с неподвижными камерами. Я же включаю заднюю передачу – и расположенный возле номерного знака «рыбий глаз» тут же омывается мощной струей воды и обдувается сжатым воздухом. Чисто! И ведь это не премиум-седан, не дорогущий внедорожник, а скромный однообъемник – Nissan Note второго поколения. Один лишь этот нюанс – и мелькнула мысль: чем не идеальная машина для наших дорог?
Знакомство началось с аттракциона. Мне выдали затонированный «в ноль» Note: не видно ни зги, и чтобы сориентироваться в машине, я включил салонный свет. Задача – выехать из обозначенной вешками «парковки», а затем вновь припарковать машину. Вслепую!
Сделано. Новый Note оснащен не только задней, но и передней, и боковыми камерами кругового обзора, которые наряду с другими системами входят в комплексный «щит безопасности» – Nissan Safety Shield. На автомобилях класса В подобные системы пока редкость.
Конечно, на юге Франции, на знаменитом автодроме Поль Рикар (он, кстати, принадлежит Берни Экклстоуну) можно бы было неплохо взбодриться, но – увы: помимо «слепой» езды журналистам разрешили лишь пару упражнений (торможение в повороте и переставку). Так что недостаток ездовых впечатлений пришлось восполнять на дорогах общего пользования – и я восполнил.
У меня был базовый Nissan Note 1.2 с 80-сильным трехцилиндровым бензиновым атмосферником. Звучит-то моторчик нагло – наверное, так же могла похрюкивать половинка оппозитной «шестерки» Porsche, – да вот тянет он робко. На затяжных подъемах загородных трасс приходилось опускаться с высшей пятой передачи на четвертую, а то и на третью. Зато расход топлива адекватный: у меня вышло около 6,5 л на сотню при средненапористой езде.
Кроме того, есть и турбоверсия этого же мотора (1.2 DIG-S, 98 л.с.), и 90-сильный турбодизель 1.5 dCi. Поездить на них времени не хватило, но экономичный и тяговитый реношно-ниссановский дизель мне уже знаком по новому Clio – и нет сомнений, что он отлично подошел и семейному Ноуту.
Колесная база – 2600 мм, как и у машины первого поколения. Но построен новый Note на трансформируемой V-платформе – той самой, которой уже воспользовались Micra и Juke. Конечно, настройки подвески изменились. Усилитель руля – электрический, как и у старого Ноута.
Серпантины в окрестностях автодрома заставили еще раз пожалеть, что трассу Поль Рикар не удалось использовать по прямому назначению: это же driver’s car! Быстрые повороты Note атакует задорно, еще на грани шинного «держака» позволяя корректировать курс не только рулем, но и газом. На прямиках, правда, радости меньше: электроусилитель не обеспечивает четкого «нуля», поэтому лучше не отвлекаться. А если отвлечешься, например, бросив взгляд на монитор навигации или подкрутив климат-контроль, то… В упомянутый «щит безопасности» входит и система контроля за полосой движения, но она не из продвинутых – о пересечении разметки без включенного поворотника сообщит лишь зуммер.
На обшарпанных дорогах Прованса подвеска показалась жестковатой, а шумоизоляция хороша – и «от мотора», и «от дороги».
В общем, Note в новом поколении и на новой платформе как минимум не растерял своих драйверских ноток. А вот облик потерял индивидуальность. Если спереди Note еще можно распознать по «зазубренным» фарам, то сбоку и сзади – точь-в-точь Honda Jazz. Материалы отделки салона недорогие, расцветка мрачноватая, а интерфейс, графика и картография навигационной системы – на откровенно малобюджетном уровне.
Впрочем, прежний Note снискал народную любовь не столько дизайном или драйверскими повадками, сколько удобством и в первую очередь – простором сзади. Наследник не подкачал и здесь. Задние двери открываются на прямой угол – и даже приступ радикулита едва ли осложнит посадку на высокое заднее сиденье. А уж места для ног – как в Мерседесе Е-класса! И багажник «достаточный».
Жаль, салон скуп на трансформацию. Заднее сиденье по-прежнему двигается по салазкам только целиком (на базовых машинах оно и вовсе прикручено намертво), не меняется даже угол наклона спинки. Сохранился и большой тоннель пола. Хорошо, что хотя бы руль регулируется, а плохо – что только по углу наклона. Дело Карлоса Гона, великого борца за сокращение расходов, живет и даже побеждает!
А вот теперь – самое грустное: в России новый Note мы не увидим. И это притом что прежний Note продавался в России лучше своих конкурентов и именно Россия с Украиной обеспечили львиную долю продаж в Восточной Европе: россияне за все годы купили почти 85 тысяч автомобилей, а украинцы – еще 11 с половиной тысяч.
Причин дискриминации две. Первая из них меня не убедила. Оказывается, в свете все той же борьбы с издержками решили, что на всех европейских рынках, включая страны Восточной Европы, Note будет продаваться в единственном «подвесочном» исполнении, а клиренс и впрямь невелик – всего 130 мм. По-хорошему, для России машинку неплохо бы приподнять на пару сантиметров. Ведь даром что уходящий на покой «енот» имел под брюхом 165 мм, иные энтузиасты пытались приподнять и его, подкладывая под пружины проставки. Еще говорят, что из-за нашего проблемного топлива пришлось бы адаптировать и топливную аппаратуру, а это вновь расходы. Но в Румынии-то новый Note будет продаваться «как есть». Может, там менее кривые дороги или нет проблем с топливом? Не смешите: я не раз бывал в Румынии, знаю.
Второй аргумент озвучивают неохотно, хотя он-то все и объясняет. В российском представительстве фирмы Nissan подсчитали, что если провести хотя бы минимальную адаптацию, то Note стоил бы не меньше 550 тысяч рублей, а это уже игра на поле таких «локальных» машин, как Ford Focus или Chevrolet Cruze, автомобилей более высокого класса С . Еще важнее то, что новый Note, пусть даже с маленьким дорожным просветом, мог бы отвлечь покупателей от других моделей Nissan, на которые и сделана ставка. В следующем году в России появится Nissan Tiida нового поколения, причем местного производства, будут еще новые Qashqai, X-Trail, Pathfinder, «малогабаритный» Terrano (Duster с ниссановскими эмблемами, испытания которого уже вовсю идут), в Тольятти начнут выпускать Datsun… Но главное – была бы нарушена ключевая установка того же Карлоса Гона: зарабатывать на каждой проданной машине! А ее при всей своей популярности не выполнил даже Note предыдущего поколения: на его продажах в России компания Nissan не заработала ничего. А продажи новых машин, собранных, как и раньше, не у нас, а в английском Сандерленде, скорее всего, обернулись бы убытками.
Жаль. По-моему, Note – как прежний, так и новый – один из самых удачных автомобилей под маркой Nissan. И в Западной Европе со мной солидарны: еще до начала продаж было собрано около 15 тысяч предварительных заявок. Немудрено! Например, в Англии и Германии более вместительный и удобный новый Note стоит примерно столько же, сколько Ford Fiesta. Я бы, конечно, предпочел Note.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Nissan Note | |||
Модификация | 1.2 | 1.2 DIG-S** | 1.5 dCi | |
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек | 5-дверный хэтчбек | 5-дверный хэтчбек | |
Размеры, мм | длина | 4100 | 4100 | 4100 |
ширина | 1695 | 1695 | 1695 | |
высота | 1530 | 1530 | 1530 | |
колесная база | 2600 | 2600 | 2600 | |
колея спереди/сзади | 1480/1485 | 1480/1485 | 1480/1485 | |
клиренс | 130 | 130 | 130 | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Объем багажника, л (VDA) | 325-2020* | 325-2020* | 325-2020* | |
Снаряженная масса, кг | 1036 | 1118 (1137) | 1129 | |
Полная масса, кг | 1510 | 1565 (1585) | 1615 | |
Двигатель | бензиновый | бензиновый, с турбонаддувом | турбодизель | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | 4, в ряд | |
Количество клапанов | 12 | 12 | 16 | |
Рабочий объем, см3 | 1198 | 1198 | 1461 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 80/59/6000 | 98/72/5600 | 90/66/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 110/4000 | 147/4400 | 220/1750 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая (вариатор) | механическая, 5-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза/диаметр, мм | дисковые, вентилируемые/260 | дисковые, вентилируемые/260 | дисковые, вентилируемые/260 | |
Задние тормоза/диаметр, мм | барабанные/203 | барабанные/203 | барабанные/203 | |
Шины | 185/65 R15 или 195/55 R16 | 185/65 R15 или 195/55 R16 | 185/65 R15 или 195/55 R16 | |
Максимальная скорость, км/ч | 168 | 181 (172) | 179 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 13,7 | 11,7 (12,2) | 11,9 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 5,7 | 5,2 | 4,3 |
загородный цикл | 4,1 | 3,7 | 3,2 | |
смешанный цикл | 4,7 | 4,3 | 3,6 | |
Выбросы CO2, г/км, смешанный цикл | 109 | 99 (119) | 95 | |
Емкость топливного бака, л | 41 | 41 | 41 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | дизтопливо | |
* Со сложенным задним сиденьем ** В скобках – данные для версии с версии с вариатором |
Таймлайн
25 сентября 2004 года. Модель представлена на Парижском автосалоне как Nissan Tone Concept, но сразу заявлено, что это будущая серийная модель. Озвучены планы по постановке ее на конвейер в Сандерленде, Англия. В Оппаме, Япония, уже запускается производство.
20 января 2005 года. Поступление в продажу Nissan Note в Японии с мотором 1,5 HR15DE. Можно выбрать МКП или вариатор, есть версия с «псевдо-полным» приводом.
Декабрь 2005 года. Косметическое обновление японской версии.
Январь 2006 года. Начало производства в Сандерленде, Англия.
Март 2006 года. Машина поступила в продажу в Великобритании, а затем и в континентальной Европе. Комплектации – с бензиновыми моторами 1,4 CR14DE и 1,6 HR16DE, а также с турбодизелями 1,5 K9K. С бензиновым мотором 1,6 можно заказать 4-ступенчатую АКП, остальные только с механикой.
Январь 2007 года. Обновление европейской версии: ряд мелких доработок конструкции, новые опции вроде автоматического омывателя фар и свежей мультимедийной системы, плюс «косметика»: полностью окрашенные бампера, антенна в задней части крыши и т.д.
Декабрь 2007 года. Второе обновление японской версии. Косметические изменения коснулись цветов кузова и салона, формы радиаторной решетки, оптики и приборной панели. Также появилась новая «мультимедиа» и версия с мотором 1,6 16RZ Aero Style, а на машины с 1,5 вместо вариатора стали ставить гидромеханический 4-ступенчатый автомат, как на европейских вариантах.
Декабрь 2009 года. Третье обновление японской версии: доработки двигателей и трансмиссии, режим Eco для машин с вариатором, новый интерьер и косметические изменения.
Октябрь 2020 года. Второе обновление европейской версии. Изменения в настройке двигателей и трансмиссии, в частности, для более безопасного прогрева мотора и АКП. Новые мультимедийные системы, мелкие изменения в дизайне салона и экстерьера.
Февраль 2020 года. Третье обновление европейской версии. Из новых опций – автоматический климат-контроль. Замечено, что на российские версии автомобиля перестали ставить требуемые по комплектации преднатяжители ремней безопасности, в спецификациях Nissan эти элементы значатся обязательными. В 2020 году Nissan Motors признала, что поставляла в Россию машины без преднатяжителей.
Июль 2020 года. Окончание производства Note в Европе и Японии. Всего продано 940 тысяч машин.