Зачем экономичные малолитражные бензиновые двигатели переводят на газ – вопрос, конечно, интересный, но не менее любопытно было выяснить, имело ли какое-то отношение использование голубого топлива к проблеме, которая обездвижила Hyundai i30 2009 г.в.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Признаки указывали на то, что в неисправности 1,6-литрового мотора i30 виноват газораспределительный механизм, а газ обвиняют именно в том, что он якобы “сушит” клапаны. С этим, кстати, трудно не согласиться.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

В отличие от бензина, распыляемого форсунками в двигателях с распределенным впрыском фактически на внешнюю сторону клапанов, что охлаждает их тарелки и даже смазывает уплотнительные конические фаски на тарелках и седлах клапанов, сжиженный пропан-бутан поступает в цилиндры уже в газообразной фазе, в которой отсутствует хоть какой-то намек на наличие капелек жидкости.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

К тому же газовое топливо горит медленнее, чем бензин, поэтому способно вызывать дополнительный перегрев выпускных клапанов. В результате клапаны и их седла в головке хуже охлаждаются, испытывают термические перегрузки и более интенсивно изнашиваются, что, как убеждают противники газа, может вызывать преждевременное проседание клапанов в головке, прогорание тарелок и седел. Так что наличие газового оборудования у рассматриваемого двигателя позволяло строить самые смелые гипотезы и даже заключать пари по поводу причин, вызвавших выход мотора из строя, однако все точки над “i” должна была поставить разборка.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

И снятие крышки с привода ГРМ привело к куда более предметной, чем любое гипотетическое предположение, находке.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Оказалось, что установочные метки на звездочках распредвалов впускных и выпускных клапанов не совпадают. Это означало, что цепь привода ГРМ перескочила. Для желающих сосчитать величину перескока мы обозначили метки белым маркером. До сведения не имеющих охоты что-то пересчитывать доводим, что перескочила цепь сразу через 7 зубьев.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Понятно, что на столь впечатляющий перескок нормальная цепь не способна. На то, что цепь в рассматриваемом двигателе уже прилично растянулась, указывало далекое выдвижение штока гидронатяжителя из корпуса.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

В свете вышесказанного есть смысл забежать вперед и показать, как должны стоять метки и быть выдвинут шток гидронатяжителя после того, как цепь в двигателе заменили. Но чтобы понять, какими последствиями обернулся перескок цепи, надо продолжить разборку в хронологическом порядке.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Что произошедшее с цепью не предвещало для мотора ничего хорошего, было ясно как божий день. Однако когда мы попробовали за хвостовик вручную прокрутить коленчатый вал, выяснилось, что он вращается свободно, без каких-либо заеданий и посторонних звуков, будто с мотором не случилось ровным счетом ничего.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Сложившимся положением мы не преминули воспользоваться и измерили величину компрессии в цилиндрах. Оказалось, что компрессии нет лишь в первом цилиндре двигателя. Озадачил ли нас этот факт? И да и нет. С одной стороны, мы знали, что в днищах поршней разбираемого мотора предусмотрены выемки для клапанов, с другой – было непонятно, почему поршень встретился с клапанами и, судя по замерам компрессии, загнул их лишь в одном, но не в трех других цилиндрах, ведь цепь не порвалась.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Как бы там ни было, головку цилиндров предстояло снимать, что должно было прояснить ситуацию.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

И тут оказалось, что выемки выемками, а тарелки клапанов все-таки отпечатались на всех поршнях без исключения.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Раз замер компрессии лишь приблизительно показал, что встреча с поршнями не прошла для клапанов бесследно, захотелось устроить им испытание на протечку с помощью керосина из установки для мойки деталей.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Через пару минут после заливки керосина выяснилось, что в той или иной степени потеряли герметичность клапаны во всех цилиндрах.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Главными страдальцами, как и следовало ожидать, оказались клапаны в первом цилиндре, где по показаниям тестера компрессии не было вовсе.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

В наименьшей степени, судя по убыли керосина, пострадали клапаны в четвертом цилиндре, однако внешне отпечатки их тарелок на днище поршня ничем не отличались от отпечатков на других поршнях.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Поскольку клапаны подлежали замене, головку отправили на рассухаривание.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Извлекаем клапаны, отпечатавшиеся на поршне первого цилиндра, в котором не было компрессии. Вот тебе и раз – попробуйте на глаз определить, что они согнуты. С другими клапанами та же история.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Так, может быть, газ все-таки внес свою лепту в случившееся? Посмотрим, что делается на седлах клапанов в головке цилиндров. Несущественный износ, разумеется, есть, а на уплотнительной поверхности седел даже проявились какие-то мелкие раковинки, но несомненно, что с этими бедами седла еще жили бы и жили.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

И уплотнительные фаски на тарелках клапанов тоже вполне себе здоровы.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Один клапан мы слегка притерли, другой не трогали вовсе – где же тот катастрофический износ и прогорание, которые пророчат клапанам и седлам супостаты перевода на газовое топливо?

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый LoganПерескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Очевидно, что в нашем случае на газ кивать нечего. Все упирается в цепь, хотя и кажется, что растянулась она ненамного.

Впрочем, то, что этого оказалось достаточно, чтобы перепрыгнуть через зубья звездочки, не так уж и важно. Чтобы довести разборку до логического завершения, важно другое – мгновенно растянуться цепь не могла. Даже будучи растянутой, какое-то время она продолжала работать. Что в таком случае заставило ее перескочить?

Еще про Ниссан:  Анекдоты про енотов

Последний вопрос оживил воспоминания о наделавшей немало шума истории с перескоком цепей в двигателях TSI Volkswagen. Тогда с проблемой разбирались все: специалисты Volkswagen, независимые эксперты и даже рядовые автовладельцы, которые никак не могли взять в толк, почему в их машинах считающаяся вечной цепь, перескочив через зубья звездочек, могла вывести из строя мотор уже после первых 10.000 км пробега.

Volkswagen кивал на производителя цепей, который не заменил вовремя штампы для изготовления звеньев и этим допустил выпуск бракованной продукции. Эксперты указывали на конструктивные недоработки, в частности, на отсутствие у гидронатяжителя блокировки, препятствующей возвращению штока в корпус, когда двигатель заглушен и давление масла равно нулю. Рядовые клиенты VAG просто недоумевали, как мог их любимый концерн так осрамиться.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

На что, однако, обратили внимание все – поломки моторов TSI, вызванные перескоком цепи, происходили, как правило, не во время движения автомобиля, а в моменты запуска мотора либо его остановки. И второй момент, который не остался незамеченным, – перескоку цепи в машинах с МКП способствовала парковка не на стояночном тормозе, а лишь с включенной передачей. В этом случае автомобиль удерживался на месте одним лишь двигателем, но если машина была припаркована даже на небольшом уклоне, это создавала нагрузку на цепь, а она в свою очередь через башмак давила на шток гидронатяжителя и при отсутствии давления масла и блокировки обратного хода утапливала его. Это настолько ослабляло натяжение цепи, что в момент запуска она спокойно выполняла свой фатальный для двигателя перескок через зубья.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Вспомнилось о замечательных моторах Volkswagen кстати. Правда, в отличие от TSI, изумлявших вероятностью перескока уже после 10.000 км, судя по показаниям счетчика километража, к моменту поломки i30 проехал 202.000 км, так что в том, что цепь привода ГРМ износилась и растянулась, нет ничего удивительного.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Зато гидронатяжитель явно мог быть ключом к разгадке того, что, скорее всего, произошло с нашим Hyundai. И хотя опять-таки в отличие от TSI на гидронатяжителе корейского мотора предусмотрена механическая блокировка обратного хода штока, обращает на себя внимание то, что она практически выбрана до конца. Это хорошо видно через контрольное отверстие в корпусе гидронатяжителя.

Думается, есть основания предположить, что с предельным положением блокировки гидронатяжителя двигатель проработал определенное время, которого было достаточно, чтобы цепь растянулась еще, в ее ветвях появилась слабина. Пример моторов TSI подсказывает, что должно было произойти дальше, если машину парковали на уклоне без использования “ручника”.

Перескочил ремень, цепь грм: признаки, симптомы - АвтоЭксперт - Новый Logan

Позже после дополнительных расспросов владелец автомобиля, довольный, что перескок цепи не стал для двигателя приговором, а потребовал лишь замены всех впускных клапанов, цепи и натяжителя, подтвердил нашу догадку. На этом дело о цепи ГРМ в i30 можно считать закрытым, однако перед тем, как поставить точку, стоит напомнить всем владельцам, машины которых оснащены двигателями с цепным приводом ГРМ, что цепь вовсе не бессмертна. Не была она вечной и в былые времена, однако в современных моторах специалисты рекомендуют контролировать ее растяжение уже после пробега первых 80.000-100.000 км. Индикатором приближения проблемы может служить выдвижение штока натяжителя.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
newnissan.ru

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки korea-motors.by