Что такое масложор, его признаки
Масложором называют утечку масла в двигателе транспортного средства или его чрезмерный расход. Свидетельствуют о проблеме резкое снижение количества смазывающего вещества, изменения в цвете выхлопных газов, появление масляных пятен под авто, снижение производительности мотора, загрязненность свечей зажигания.
Почему важен? Расход моторного масла – важнейший показатель работы двигателя. Норма у каждого автомобильного «сердца» своя, а ее превышение – очевидный признак неисправности.
К чему приводит? Моторное маслодолжно служить защитой двигателя от износа. Если расход масла увеличивается или его уровень, наоборот, становится меньше нормы, это может привести к его поломке. Поэтому важно регулярно замерять количество масла.
В этой статье:
Повышенный расход масла может быть признаком серьезных неисправностей (забитого сапуна, износа маслосъемных колец и др.) или некритичных дефектов (протекание масляного фильтра, неправильно выбранное масло). Помимо этого, для каждого ДВС характерен так называемый «естественный угар»: при работе мотора масло будет испаряться вне связи с какими-либо неисправностями. По этой причине владелец автомобиля должен время от времени проверять уровень масла и при необходимости производить долив.
Подлить масла в двигатель — не такая уж большая проблема. Огорчает лишь цена этой технической жидкости. Также масложор — это косвенное свидетельство неисправности двигателя или даже его близкой кончины. Перед покупкой автомобиля каждый старается проверить его и протестировать по максимуму. Но на практике проверка получается не такой полноценной и глубокой, а купленный автомобиль вскоре начинает подкидывать проблемы. Что делать, чтобы в будущем не купить машину с расходом масла? Важно, что выявить «масложор» может даже новичок, не имеющий познаний в строении автомобиля. Достаточно придерживаться простого алгоритма, чтобы защитить себя от покупки машины, которая берет масло.
По каким причинам дизель начинает перерасходовать масло
Моторы, работающие на дизеле, тоже способны «подъедать» масло. Помимо тех ситуаций, которые были перечислены выше, есть еще одна. Она характерна именно для дизельных движков. Например, может наблюдаться сильный износ элементов насоса высокого давления. Обычно их охлаждение, смазка выполняются благодаря работе общей масляной системы. Когда ухудшается состояние прокладок и деталей, моторное масло проникает в камеру сгорания движка.
Указывать на данную проблему может появившийся черный выхлопной дым. Чтобы понять, есть ли масло в выхлопных газах, можно провести простую проверку. Для этого нужно взять чистый лист А4, затем приложить его к срезу выхлопной трубы. Если масло есть, его капли удастся сразу увидеть на бумаге.
Основные причины, которые приводят к повышению угара в моторе
Можно выделить две главные причины, влекущие за собой повышение расхода масла:
- Ошибка при выборе, покупка некачественного или поддельного товара. Требуется заливать в мотор масло, которое соответствует допускам. Также важно обращать внимание на вязкость и учитывать рекомендации производителя автомобиля. Не следует заказывать масло от сомнительных изготовителей, потому как есть риск возникновения неприятных ситуаций.
- Особенности использования мотора. Например, если двигатель часто работает на высоких оборотах, это может приводить к повышению угара. В данном случае его нагрев значительно увеличивается. Следовательно, для охлаждения и для смазки требуется больше масла. Стоит учесть и еще один момент. В морозные дни расход масла повышается. Это объясняется тем, что меняется функционирование вентиляции картерных газов. Если хочется снизить показатель угара, следует в холодное время года прогревать авто на холостых оборотах. Это позволит также в целом продлить период службы мотора и различных его элементов.
Встречаются и такие ситуации, когда двигатель потребляет большой объем масла из-за особенностей конструкции. К примеру, это касается мотора № 52, который производит BMW. Он используется для многих транспортных средств, выпускаемых этой компанией.
Если уровень масла быстро уменьшается, это может говорить об утечке или угаре. При спокойном стиле вождения и правильном выборе товаров никаких проблем не возникнет, при условии что двигатель не имеет поломок. Если же все перечисленные условия соблюдены, но расход масла значительно повышен, следует постараться найти причину.
Различные способы устранить масложор в зависимости от причины появления
Перед устранением проблемы повышенного потребления масла стоит точно определить ее причину. Наиболее частыми работами по устранению неполадок являются:
Замена PCV-клапана. Если масложор вызван неправильной работой системы вентиляции картерных газов, проводят замену соответствующего клапана. Это может помочь устранить проблему утечки масла через систему вентиляции.
Смена уплотнительных или поршневых колец. Если смазывающая жидкость утекает через соответствующие кольца, необходимо заменить их. Это может быть сложным и трудоемким процессом, который лучше доверить профессиональным механикам.
Замена прокладки ГБЦ. Если масло проникает из ГБЦ в камеры сгорания или систему охлаждения, стоит заменить прокладку головки блока цилиндров (ГБЦ).
Очистка системы вентиляции картера. Если система вентиляции картера засорена или забита отложениями, проводят ее тщательную очистку.
Замена масляного насоса. Если масляный насос не обеспечивает достаточного давления масла, это может вызвать масложор. В таком случае необходимо заменить масляный насос.
Применение присадок к маслу. В некоторых случаях рекомендуют применить специальные присадки, которые улучшают уплотнительные свойства колец и уменьшают масложор. Однако это временное решение и в качестве постоянного средства решения проблемы не рекомендуется.
Замена масла и фильтра. Регулярная замена смазывающих веществ и фильтров в соответствии с рекомендациями производителя может помочь предотвратить перерасход материалов.
Профессиональная диагностика и ремонт. В случае, когда нет уверенности в точной причине утечки или повышенного расхода материалов, лучше провести обследование ТС в автосервисе. Опытные специалисты смогут провести более подробную диагностику и выполнить необходимый ремонт.
Причины повышенного расхода масла
Конструктивные недостатки
К сожалению, часто можно столкнуться с ситуацией, когда большой расход моторного масла оказывается следствием недоработок в системе двигателя, выдаваемых производителем за конструктивные особенности. И если для высокопроизводительных и оппозитных движков повышенное потребление – это нормально, то прожорливость силовой установки массовых авто скорее указывает на недоработки инженеров. Особенно это характерно для немецких брендов.
Чтобы не разориться на расходниках для авто, перед покупкой внимательно изучите его техническое описание. Насторожить должен заявленный производителем расход в несколько литров между двум техническими осмотрами. Это явный недостаток, однако, указывая на него в документах, изготовитель снимает с себя ответственность после продажи.
Естественный износ маслосъемных колец
По мере использования автомобиля детали его двигателя изнашиваются, из-за чего может увеличиться расход моторного масла. У дорогих авто такие проблемы возникают по прохождении нескольких сотен тысяч километров пробега.
Естественный износ маслосъемных колец
На любом моторе есть специальное кольцо, функция которого – удаление масла со стенок цилиндров во время работы. При износе кольца увеличивается зазор, вследствие чего масло начинает расходоваться активнее. Об этом дефекте говорит появление характерного дыма из выхлопной трубы.
Высокий износ стенок цилиндров
Изнашиваться способны и сами стенки цилиндра — это может происходить по причине закоксовывания уплотнительного кольца, нагар на нем оставляет царапины на цилиндре, через которые масло начинает попадать в топливно-воздушную смесь. В результате снижается степень компрессии топлива, что приводит к повышенному износу мотора и его выходу из строя.
Износ маслосъемных колпачков
На стержнях клапанов установлены специальные маслосъемные колпачки, которые препятствуют попаданию масла в камеру сгорания. Колпачки изготовлены из жаропрочных материалов, но и они с временем изнашиваются, дубеют. По прохождении примерно 100 000 километров они перестают нормально выполнять свою функцию, что приводит к повышенному потреблению масла.
Замена колпачков не составляет труда, поэтому проводить ее нужно регулярно.
Каковы причины расхода масла?
Рынок б/у автомобилей по итогам 2023 года вырос на 20%. Это отличный показатель, ведь россияне продали 5,69 миллионов подержанных машин. Автомобили в прекрасном состоянии продают редко из-за стечения жизненных обстоятельств. Поговорка «такая лошадь и самому нужна» не теряет своей актуальности. Чаще автомобиль пытаются «слить». Нередко причиной продажи становится масложор двигателя. Поэтому при покупке машины с рук стоит быть осторожнее, чтобы не заключить фатальную сделку. Одно из исследований показало, что примерно каждый второй автомобиль продается перекупом. Исследователи выгрузили миллион номеров из объявлений на одном из автомобильных порталов. Примерно 65% из них — это повторяющиеся номера. Больше всего перекупщиков зафиксировано в Москве, Краснодаре, Питере и Екатеринбурге.
На практике перед продажей продавцы отмывают подкапотное пространство или заливают присадку в двигатель от масложора. Даже собственник, вписанный в ПТС, может уклончиво отвечать на вопросы про наличие большого расхода масла. Если обратиться к инструкциям производителей, то выяснится, что они также подстраховывают себя. Они указывают, что норма расхода масла в двигателе находится на уровне в 500 мл. на 1000 километров пути. Более конкретные технические эксперты справедливо отмечают, что допустимый расход масла в двигателе варьируется от 100 до 250 мл. на 1000 км. Стоит учитывать, что значение зависит не только от технического состояния мотора. Влияют стиль вождения, качество залитого масла и особенности эксплуатации.
Базовой причиной масложора являются задубевшие маслосъемные колпачки (сальники клапанов). Масло начинает поступать в камеру сгорания, а затем и в выхлопные газы. Растрескавшиеся и изношенные сальники — это вполне нормально для десяти- или пятнадцатилетнего авто. Еще одна очевидная причина — утечки из-за задубевших прокладок и сальников, коих в моторе множество. При более плохом раскладе можно столкнуться с залегшими маслосъемными кольцами и задирами на стенках цилиндров. Неисправная вентиляция картера, пробитая прокладка под головкой блока, изношенная турбина — двигатель жрет масло по самым разным причинам. Иногда причиной становится неудачная конструкция. Знаменитый мотор 1.8 от Весты удалось вылечить от масложора лишь через несколько лет. Не будем углубляться в технические нюансы, ведь задача этой статьи — рассказать как уберечь себя от покупки машины с расходом моторного масла.
Масложор на новых автомобилях
Масложор на новых автомобилях может возникнуть по различным причинам, и важно знать, что некоторый перерасход масла считается нормальным. Новые двигатели обычно проходят процесс «вскрытия» или прогрева, в результате которого может увеличиваться расход смазывающего вещества в первых нескольких тысячах км пробега. Это связано с расслаблением уплотнительных колец и адаптацией механизмов двигателя к эксплуатации.
Повышенный расход масла на новых транспортных средствах
В моторах, которые недавно были произведены или прошли через капремонт, еще не до конца притерлись все элементы. Как итог, первые несколько сотен километров пробега двигатель функционирует в режиме обкатки. Между его элементами могут наблюдаться незначительные зазоры, через которые иногда происходит утечка масла. Данная ситуация должна самостоятельно исчезнуть, как только детали завершат притираться. После этого можно будет полноценно пользоваться автомобилем.
Во время обкатки важно пользоваться машиной в щадящем режиме. Не следует давать мотору слишком высокие нагрузки и позволять ему функционировать на больших оборотах. Это может привести к ухудшению его состояния.
Автомобилисты должны запомнить, что важно постоянно следить за уровнем масла в транспортном средстве. В таком случае удастся значительно продлить эксплуатационный период двигателя, мотор будет функционировать полноценно и не придется сталкиваться со сложностями. Важно правильно выбирать масло, ориентируясь на допуски и рекомендуемые показатели вязкости. Обязательно следует учитывать советы производителя транспортного средства.
Когда автомобиль начинает быстро расходовать масло, его постоянное подливание не устранит возникшую неисправность. Это поможет на время, но потом проблема только усугубится. Именно поэтому при обнаружении неисправности необходимо провести диагностику транспортного средства, чтобы определить точную причину утечки масла. При необходимости нужно будет выполнить ремонт автомобиля, возможно, придется заменить отдельные элементы.
Способ шестой. Сизый дым из трубы
Водяной пар и капли конденсата на трубе — вот картина, характерная для современного исправного автомобиля с катализатором. Если в выхлоп попадает антифриз, несгоревший бензин или моторное масло, то окраска дыма резко меняется. Это говорит о наличии поломок. Заранее договоритесь с продавцом о том, что машина будет запущена холодной уже при вас. Синеватый оттенок дыма после запуска — признак масла, сгорающего в цилиндрах. Сложно придумать более эффективный признак, поскольку старый дедовский метод выявления двигателя-масложора работает и по сей день. За ночь из-за изношенных сальников клапанов масло уходит в камеру сгорания. Поэтому после холодного старта стоит приглядеться к первым клубам дыма. Если идет синий дым (сизый), то ничего хорошего от ДВС в плане расхода масла ожидать не стоит. После прогрева синева пропадает и выхлоп становиться прозрачно-серым — шанс выявить увеличившийся расход масла кратно падает. Если после прогрева двигателя синий дым не исчезает, то лучше покинуть место осмотра. Кроме того, этот способ пересекается со способом номер два — черного и пушистого нагара внутри выхлопной трубы быть не должно.
Какой угар масла считается нормальным
Не нужно сразу искать неисправности, которые могли бы привести к повышенному расходу масла. Следует для начала разобраться, какой угар считается естественным.
Норма угара определяется с учетом того, какой мотор установлен в машине. Также важно техническое состояние двигателей. Для начала следует разобраться с бензиновыми атмосферными моторами. Если они новые, в таком случае норма угара будет составлять до 25 г на 1 000 км пробега. В некоторых случаях показатель может быть больше – он достигает 40 г. Это актуально, к примеру, для моторов V8, V6.
Когда двигатель уже износился, то показатель угара будет повышен. Он может составлять до 100 г, и это тоже считается нормой. При значительном износе значение еще повысится, оно будет достигать 600 г. Важно помнить, какое значение будет считаться максимально допустимым. Как только угар масла повышается до 800 г на 100 л горючего, следует незамедлительно провести капремонт мотора.
Другие показатели используются для бензиновых турбированных моторов. Для них норма угара составляет 80 г на 100 л горючего. Этот показатель актуален для новых моторов. Если они уже прослужили длительный срок, показатель будет больше. Важно не допускать, чтобы расход составил 2 л масла на 100 л горючего.
Отдельные значения приводятся для дизельных двигателей. У них нормальным значением считается примерно 50 г масла на 100 л горючего. Со временем этот показатель будет увеличиваться. Это связано с износом мотора. Капитальный ремонт однозначно потребуется в той ситуации, когда расход масла составит 2 л на 100 л горючего. Если вовремя не обратиться к мастеру, могут возникнуть серьезные поломки автомобиля. По этой причине важно внимательно следить за тем, насколько интенсивно расходуется масло.
О турбинах
Моторы, оснащенные турбонагнетателями, функционируют по-своему. Это может быть связано с высоким расходом масла. Если турбина при использовании разбивается, она перегоняет масло через подшипники. В зависимости от ее состояния определяется расход масла, он может достигать даже 3 л на 10 000 км пробега.
Если турбонагнетатель частично выйдет из строя, из-за этого увеличивается давление картерных газов. Оно спровоцирует проникновение масла в цилиндры через систему вентиляции картера. Понадобится обязательно внимательно осмотреть турбину, проанализировать ее состояние. В некоторых случаях не удастся обойтись без ремонта или полной замены.
Желательно в таком случае обращаться к специалистам, чтобы точно определить поломку и грамотно ее устранить. От этого зависит, как будет работать мотор и в целом автомобиль.
Чтобы предотвратить возникновение более серьезных проблем и отдалить капитальный ремонт, важно своевременно выяснять причину повышения расхода масла. Для старых машин эта проблема особенно актуальна, потому как связана с естественным износом различных деталей. Другое дело, когда транспортное средство новое. Понадобится отдельно рассмотреть ситуации, которые могли привести к данной проблеме.
Часто задаваемые вопросы о расходе моторного масла
На что ориентироваться при покупке автомобиля?
При выборе авто необходимо учитывать, что норма расхода моторногомасла у наддувных двигателей выше, чем у безнаддувных. У авто с пробегом выявить признаки «масложора» на глаз не всегда просто. Опытные автолюбители при обслуживании таких машин чистят даже выхлопную трубу. Если же выхлопной дым имеет неестественный сизый цвет, то это явно указывает на повышенное потребление смазки двигателем.
Какое влияние оказывают присадки на расход моторного масла?
В состав качественного моторного масла входят различные присадки, противопенные добавки, ингибиторы коррозии и др. В результате обеспечивается достаточная вязкость или текучесть при высоких и низких температурах соответственно, нейтрализация кислот, остающихся при сгорании топливно-воздушной смеси.
Специалисты рекомендуют воздерживаться от добавления в масло сторонних присадок, так как они меняют состав смазки и ее качество. Однако при грамотном выборе добавки могут повысить качество работы мотора и увеличить мощность. Обычно положительный эффект приносит использование минеральных присадок.
Почему моторное масло расходуется на угар?
Поршневые кольца должны постоянно смазываться. Первое компрессионное кольцо может оставлять на стенках цилиндра масляную пленку, которая угорает при росте температуры. На этот процесс приходится до 80 % потерь смазки.
Имейте в виду, что на новых автомобилях угар больше, чем на машинах с пробегом. Текучая смазка (например, 0W‑16) расходуется интенсивнее, чем вязкая.
При использовании поддельного масла риск его повышенного расхода повышается, при этом потребление постепенно приходит в норму при доливе в дальнейшем качественного продукта.
При замене или добавлении масла необходимо строго соблюдать рекомендации производителя. Нельзя смешивать масла разных типов, например минеральное и синтетическое. Это может привести к серьезным неполадкам в работе двигателя.
Если мотор начал расходовать масло в большем объеме, чем раньше, то не следует игнорировать эту проблему, нужно незамедлительно провести диагностику. В противном случае «масложор» может привести к серьезной поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
Способы сокращения расхода масла
- При агрессивной езде давление в камере сгорания увеличивается, газы начинают проникать через кольца в систему вентиляции картера, а оттуда смазка попадает в камеру сгорания. Аналогично влияет на работу двигателя и вождение на повышенных скоростях. Из-за этого угар будет гораздо интенсивнее, чем при спокойном вождении.
- На турбомоторах может возникать обратная проблема. После езды на высокой скорости водитель тормозит и останавливается. Двигатель глушится, и турбокомпрессор не получает достаточного охлаждения. Это приводит к закоксовыванию газодинамических уплотнителей, вызывая повышенный расход масла.
- При росте температуры масла возрастают и потери, что объясняется испарением с поверхностного слоя смазки и попаданием паров в картер. Чтобы избежать таких проблем, необходимо следить за чистотой радиатора мотора, состоянием термостата, объемом антифриза в системе охлаждения.
- Своевременно заменяйте сальники, уплотнители, прокладки.
- Если масло попало в систему охлаждения, то необходимо срочно ехать на СТО. Двигатель может заклинить, и тогда будет неизбежен дорогостоящий ремонт.
Снизить потребление масла поможет его замена на более вязкий вид, в частности полусинтетическое вместо синтетического. Для двигателей со значительным износом целесообразно перейти на минеральные типы масел.
Способы сокращения расхода масла
В зависимости от сезона, особенно при значительных перепадах температур в разное время года, масло также нужно менять. Капитальный ремонт понадобится российским и китайским авто после 100-150 тысяч километров пробега, а для иномарок – после 250 тысяч километров.
Норма расхода масла и от чего она зависит
О нормах расхода масла в двигателе конкретной модели транспортного средства можно прочитать в сопроводительной документации производителя к ТС. В большинстве случаев она составляет не более 0,5 л на 1 тыс. км, но может изменяться в зависимости от таких условий:
состояние масляного фильтра;
погодные условия эксплуатации транспортного средства.
Способ третий. Обнаружение сапуна
Еще один признак того, что машина ест масло — это сапун, выведенный наружу. Наверняка вы замечали старые автомобили, под двигателем которых болтается шланг, именуемый в народе сапуном. Суть переделки заключается в том, что газы из системы вентиляции картера выводятся в атмосферу. При осмотре запросто можно не заметить шланг, который обычно отходит от клапанной крышки мотора. Умельцы могут ловко спрятать его, чтобы потенциальный покупатель не заподозрил неладное. Обычно сапун выводят, когда двигатель предельно изношен и масло уходит литрами. Количество картерных газов начинает превышать все разумные нормы. Из-за этого быстро засоряется дроссельный узел и сопутствующие датчики. Машина начинает работать нестабильно и тогда патрубок вентиляции картера меняется на удлиненный шланг, который просто опускается в нижнюю часть моторного отсека. Это один из ярких показателей того, что мотор ест масло и дни его сочтены.
Расход моторного масла в зависимости от типа двигателя
Расход моторного масла в двигателе напрямую определяется конструкцией силовой установки.
Бензиновые
Нормальным показателем является 5–25 мл на 100 л топлива. Для автомобиля с пробегом расход повышается до 25-100 мл. О проблемах говорит потребление масла на уровне 300-400 мл.
Дизельные
Расходуют 30–50 мл. Потребление свыше 200 мл явятся критическим. Вместе с тем при росте нагрузки на мотор увеличивается и расход моторного масла.
Турбомоторы
Такие двигатели наиболее мощные. Соответственно, и масла они расходуют больше. Для них нормальным является 80 мл на 1000 км на каждую турбину. Изношенный двигатель может расходовать еще больше – до 2 литров на 100 литров топлива. Если отмечается повышенный расход моторного масла, то возникает риск выхода мотора из строя.
Норма расхода моторного масла
Кроме того, при расчете допустимого расхода моторногомасла имеет значение стиль вождения автомобиля.
- спокойный — 0,25 л на 1000 км;
- агрессивный — 0,4 л на 1000 км;
- в горах — 0,5 л на 1000 км.
По мере износа мотора потребление смазки также растет. Расход моторного масла по прохождении 100-150 тысяч км достигает 0,35-0,55 л.
Любопытно, что автомобиль, только что вышедший с завода, тоже потребляет больше масла по сравнению с расчетным, поскольку механизмы и детали еще не притерлись друг к другу.
Способ первый. Проверка впускной гофры
На осмотр автомобиля стоит взять обычную отвертку. С дозволения собственника стоит снять впускную гофру с воздушного фильтра, чтобы понять, что осматриваемый транспорт жрет масло. Незначительное количество масла будет говорить о наличии поломок системы вентиляции картера. Она связана с зоной разряжения, которой является впускной коллектор. В турбированных агрегатах вентиляция связана со впускным патрубком турбины. Количество масла во впуске будет говорить о степени неисправности турбины. В более тяжелых случаях можно столкнуться с деформацией ГБЦ, перегретым мотором, большой выработкой направляющих клапанов. Покупать стоит автомобиль лишь с чистым впуском. Если есть незначительный масляный налет, то сразу уходить с места осмотра не стоит. Не исключено, что забиты патрубки вентиляции или сетка, отвечающая за маслоотделение и жор масла является незначительным. Еще один косвенный признак того, что мотор ест масло — масляный налет на стыке впускного коллектора и ГБЦ. Резиновые уплотнители со временем становятся твердыми и начинают пропускать масло, а стык коллектора и ГБЦ буквально обрастает маслянистой грязью.
Норма расхода моторного масла
В полностью исправном состоянии двигатель расходует примерно 3 литра моторного масла на 1000 км, то есть не более 0,3 % от потребления горючего. Каждый автомобиль имеет собственные нормы потребления смазки, которые выражаются количеством масла на 100 л топлива или 1000 километров пробега.
Определение нормы расхода моторного масла на 100 л топлива более точно, так как расчет этого показателя по пробегу не учитывает работу двигателя в пробке. Постоянные рывки и остановки машины приводят к повышению нагрузки на силовую установку, хотя показания одометра меняются при этом незначительно.
Для вычисления нормы расхода масла для конкретной модели авто необходимо учесть тип мотора, объем масла, объем потребляемого бензина с поправкой на состояние поршневой группы.
Чтобы вычислить реальный расход моторного масла на угар за каждый цикл его работы (от замены до замены), используют следующую формулу:
Qy = ∑q + (Qз-Qсл)
Здесь ∑q обозначает объем масла, долитого в течение цикла (между техническими осмотрами), Qз — масло, залитое при заправке, Qсл – масло, слитое при замене.
Расход моторного масла в двигателе по норме на 100 литров топлива рассчитывается следующим образом:
Mз = V / (P * k),
Здесь V – это объем системы смазки мотора, P – количество израсходованного топлива, k – коэффициент, показывающий износ поршневой группы (k для дизельного двигателя равен 1,25, бензинового –1,15, турбированного – 1,3).
Способ восьмой. Проверка технических жидкостей
Любая техническая жидкость в машине должна быть чистой и без посторонних примесей. Их наличие будет говорить о том, что двигатель может есть масло. Масляные круги в бачке антифриза, жидкое водянистое масло и белый густой дым из трубы — все это говорит о пробитии прокладки между блоком и головкой ДВС. Кроме того, на следующем этапе стоит запустить двигатель и открыть крышку маслозаливной горловины. Головка не должна работать «на сухую», но и разбрызгивание масла из горловины станет плохим сигналом. Кроме того, крышку не должно выталкивать излишним давлением. Дым из горловины, запах бензина или выхлопа — все это косвенные признаки того, что в двигателе присутствует жор масла и другие проблемы. Также под крышкой не должно быть обильной эмульсии, ее появление в незначительных количествах допустимо лишь во время сильных морозов. В любом случае, откручивание пробки горловины для залива масла должно стать обязательной процедурой при осмотре машины.
Способ пятый. Проявить наблюдательность
При осмотре машины стоит включить «режим детектива». Можно не разбираться в устройстве автомобиля, но быть наблюдательным человеком. Достаточно открыть багажник машины и проверить его содержимое на наличие канистры с маслом. Обычно норма расхода масла позволяет ездить от замены до замены без доливок. По умолчанию для долива моторного масла приобретаются литровые емкости. С пятилитровыми канистрами не все так просто. Если в моторе залита прозрачная техническая жидкость, то в канистре могут быть остатки, выданные сервисменами после ТО. В самом худшем варианте машина жрет масло крупными канистрами. На этом приемы наблюдения не заканчиваются. Рабочий двигатель сверху имеет равномерный налет пыли. Если недавно откручивали маслозаливную крышку и подливали масло, то рядом могут быть подтеки, которые старались тщательно подтереть. Такой нехитрый прием позволит вывести недобросовестного продавца, чья машина демонстрирует большой расход масла в двигателе, на чистую воду.
Способ четвертый. Выявление утечек
Чтобы выявить повышенный расход масла достаточно тщательно осмотреть моторный отсек целиком. Сверху нередко подтекает прокладка масляной крышки и сальники распредвалов. С турбомоторами все гораздо сложнее. Обычно масло из турбокомпрессора возвращается в поддон двигателя. Если на его пути возникают преграды, то масло начинает скапливаться в турбине. Когда уровень превышает допустимую норму, оно начинает искать выход через уплотнения. Поддон моторного картера, датчики и корпуса масляных фильтров — также не стоит исключать из списка возможных утечек. Если расход моторного масла превысил разумные пределы, то во время движения оно начнет загрязнять моторный щит и днище автомобиля. Максимальные утечки возможны из-за сальников колевала, особо тщательно стоит осмотреть стык мотора с трансмиссией.
Это важно: «Если вы купили автомобиль в соседнем городе и по пути обнаружили, что в двигателе нет масла, то переживать не стоит. Эксперты подсчитали, что без масла машина может проехать 70-100 километров до начала серьезных проблем с мотором».
Профилактические меры и советы для автовладельцев
Ряд мер, предпринятых заранее еще на этапе эксплуатации авто, помогают минимизировать риск возникновения масложора и продлить срок работы узлов и систем:
Регулярное обслуживание транспортного средства, включая замену смазывающей жидкости и фильтра.
Использование рекомендованного производителем высококачественного масла.
Мониторинг и поддержание уровня смазывающих материалов на оптимальном уровне.
Регулярная проверка и очистка системы вентиляции картерных газов.
Предотвращение экстремальных нагрузок на двигатель.
Поддержание рабочей температуры двигателя и минимальное использование долгого холостого хода.
предотвращение длительных периодов простоя автомобиля.
Использование высококачественной охлаждающей жидкости.
Бережное обращение с двигателем, включая мягкий запуск и ускорение.
Соблюдение этих мер позволит автовладельцам снизить риск масложора и увеличить срок службы двигателя и автомобиля в целом.
Товары из категории
Перейти в каталог
Негерметичность стыков и сальников коленвала
Утечки через негерметичные стыки и сальники коленчатого вала также вызывают повышенный расход моторного масла.
При неисправности сальников масло может вытекать наружу, под днищем автомобиля при этом обнаруживаются масляные лужи. Замену этих деталей следует проводить регулярно, при этом желательно одновременно выполнять и обслуживание привода ГРМ или системы сцепления
Утечки через ротор турбины
Данная неполадка встречается только на турбированных моторах. По мере износа втулки на роторе турбины начинается поступление масла в камеру сгорания. Картер двигателя быстро высыхает. Устранение подобной неисправности нужно проводить как можно быстрее.
Повреждение прокладки ГБЦ
Блок и головка цилиндров соединены между собой болтами через особую прокладку.
Повреждение прокладки ГБЦ
По каналам этой детали текут охлаждающая жидкость и масло. Срок ее эксплуатации не превышает 200 000 километров пробега. После этого герметичность прокладки ухудшается, масло попадает в цилиндры, систему охлаждения, выступает на внешних стенках камеры сгорания. Для установки новой прокладки придется обращаться в автосервис, поскольку добраться до нее без специальных инструментов довольно сложно.
Некачественный ремонт мотора
Рост расхода масла бывает вызван некачественным ремонтом. В частности, ошибки могут быть допущены при замене маслосъемных колпачков и повреждении стержней поршня. Задиры приводят к быстрому износу уплотнителей и перерасходу смазки. Также проблемы могут возникать из-за некачественной расточки цилиндров, неправильной замены прокладки ГБЦ, поршневых колец.
Также нельзя забывать и о такой причине, как использование некачественных комплектующих. Об этом нередко говорит «масложор», возникший после ремонта. В этом случае можно требовать устранения дефектов от работников автосервиса.
Диагностика масложора
Своевременная диагностика такой проблемы позволяет не только устранить ее с минимальными последствиями для бюджета автовладельца, но и предотвратить возможные поломки ТС.
Цвет выхлопных газов
Об утечке масла может говорить синий цвет выхлопных газов. Это свидетельствует о том, что масло сгорает в камере сгорания, попадая в нее через поршневые или уплотнительные кольца.
Поиск масляных утечек
Двигатель и область под автомобилем проверяют на предмет утечки масла. Делают это путем визуального осмотра поддона масляного картера, уплотнений масляного фильтра, маслоотделителя, маслосъемных колпачков и других места, где вещество может утекать.
Контроль вентиляции картера
Для диагностики проблемы также проводят контроль вентиляции картера путем осмотра. При наличии доступа к специальному сканеру – применяют устройство для выявления засорений или поломок.
Проверка прокладки ГБЦ
Во время проверки прокладки головки блока цилиндров определяют наличие масла в охлаждающей жидкости. Его присутствие свидетельствует об утечке через этот элемент, что требует вмешательства профессионалов. Сразу стоит отметить, что замена прокладки ГБЦ считается сложным и трудоемким процессом, который лучше доверить специалистам.
Способ седьмой. Нагар на свечах
По умолчанию рабочая часть свечи исправного автомобиля должна иметь тонкий слой желто-коричневого налета. Ее цвет может рассказать не только о состоянии двигателя, но и о работе других узлов и агрегатов. Поэтому с собой на осмотр стоит взять свечной ключ, поскольку владелец неисправной машины сразу заявит об его отсутствии. Помните, что осмотр свечей лучше проводить после полного прогрева двигателя, ведь после холодного старта смесь обогащается принудительно и цвет свечей может быть далеким от реального. Бархотисто-черный нагар на центральном электроде говорит о неисправности топливной аппаратуры и богатой смеси. О плохой работе цилиндра подскажет свежее масло на юбке свечи и центральном электроде. При таком варианте после запуска ДВС может некоторое время троить из-за процесса очистки свечи, а потом работа ДВС может стабилизироваться. Зольные и рыхлые отложения на электроде говорят о кратном превышении допустимого расхода масла. Двигатель выработал свой ресурс, либо произошло залегание маслосъемных колец на поршнях. Машина будет дымить синим дымом, а запах выхлопа напомнит вам о советских мотоциклах. Свечи точно подскажут почему транспорт жрет масло. Однако не каждый владелец позволит их выкручивать, кроме того можно повредить резьбу в ГБЦ. Например, на моторах H4M и HR16DE альянса Renault-Nissan свечи и вовсе скрыты под впускным коллектором, поэтому понять берет ли двигатель масло будет непросто.
Что приводит к значительному расходу масла и как это исправить
Чтобы было понятнее, следует разделить причины повышенного расхода масла на простые и сложные. Во втором случае потребуется дорогостоящий ремонт. При проведении диагностики необходимо следует сначала рассматривать простые причины. Также необходимо обращать внимание на наличие определенных признаков.
- Повреждение масляного фильтра
Это одна из самых популярных причин, которая приводит к увеличению расхода масла. Неисправность может возникнуть как у автомобилей с дизельным, так и с бензиновым мотором. Теоретически можно определить ее по наличию масляного пятна в области днища транспортного средства. При этом важно точно убедиться в том, что это моторное масло, а не трансмиссионное.
Подобное бывает по следующей причине:
- износилась уплотнительная прокладка;
- плохо закрученный или полностью незакрученный фильтр;
- разрыв фильтра (это может быть вызвано браком, плохим качеством данного элемента).
В данном случае потребуется провести замену фильтра, а затем залить новое масло. В некоторых случаях приходится также очищать всю масляную систему.
- Износ прокладки крышки клапанов
Со временем ее состояние в любом случае ухудшается. Также к быстрому износу приводят резкие скачки температурных показателей. В большинстве случаев подтеки можно заметить в тех местах, где находятся болты.
Решить данную проблему можно следующим образом: следует дотянуть болты, чтобы повысить нажим. И все же самым правильным решением будет сразу провести замену данной прокладки, чтобы забыть о проблеме.
- Износ уплотнительной прокладки поддона
В этом случае наблюдается ситуация, похожая на то, что было указано выше. Чтобы посмотреть прокладку поддона, понадобится воспользоваться автомобильной ямой или поставить ТС на подъемник. Прокладка по мере использования становится более твердой, она перестает быть эластичной. Можно попробовать дотянуть болты, но лучше сразу провести замену этого элемента.
- Неправильно подобранная вязкость масла
Бывают ситуации, когда мотор предназначен для маловязких масел, при этом мастер или владелец решил воспользоваться более вязким. Из-за этого поршневые кольца не могут полноценно проводить устранение смазки с цилиндров. В итоге масло начинает проникать в камеру сгорания, что приводит к увеличенному расходу. Маловязкое масло подходит для современных моторов. Если машина уже считается старой, следует выбирать для нее более вязкое масло. При этом обязательно нужно придерживаться рекомендаций производителя ТС и заливать только то масло, которое подходит данному автомобилю.
- Высокое давление картерных газов
Давление чаще всего увеличивается, когда мотор сильно изношен или ухудшилось состояние цилиндро-поршневой группы. По этой причине следует обязательно проверить состояние движка, а также обратить внимание на покрытие и геометрию цилиндров. Сначала следует осмотреть клапаны картерных газов. Если возникла поломка, потребуется провести ремонт или полную замену. Помимо этого, понадобится очистить фильтр картерных газов, если он есть в транспортном средстве.
- Неполадки с вентиляцией картера
При такой проблеме также уменьшается компрессия, становится хуже сгорание топлива, значительно быстрее загрязняется масло. Когда будет полностью ликвидирована поломка, потребуется обязательно выполнить промывку вентиляционной системы картерных газов.
- Неисправность турбины
Обычно определить данную поломку легко. Чаще всего возникают неисправности подшипников или масляного уплотнения. Понадобится устранить эти проблемы, чтобы привести в норму состояние турбины. В редких ситуациях потребуется полностью ее заменить.
Особое внимание необходимо обратить на сложные причины, которые приводят к повышенному расходу масла. Они способны приводить к дорогостоящему ремонту, в том числе капитальному.
- Износ маслоотражающих колпачков
Они необходимы для того, чтобы устранять масло с ходовой области клапана, и всегда изнашиваются со временем, редко их срок службы сокращает неожиданный температурный скачок. В итоге данные колпачки перестают быть эластичными и не выполняют полноценно поставленные задачи. Как итог, они не убирают смазку с поверхности клапанов, поэтому она сгорает. Также появляется значительный слой нагара. Как итог, происходит такая ситуация, когда транспортное средство начинает потреблять масло в повышенном объеме.
При наличии этого дефекта специалист будет вынужден частично провести разборку мотора. Это необходимо, чтобы заменить сальники. Новые детали должны отличаться высоким качеством. Важно выбирать товары от проверенных производителей, потому как сальники выполняют важную задачу.
- Ухудшение состояния маслосъемных поршневых колец
Чаще всего это выражено в их механическом износе, а также в сильном перегреве. Они должны следить за тем, чтобы моторное масло не оказывалось в камере сгорания. При этом во время эксплуатации поршневые кольца изнашиваются, что считается нормальным явлением. Как только их состояние сильно ухудшается, детали прекращают выполнять поставленную задачу. Как итог, масло начинает сгорать вместе с горючим.
Определить данную неисправность можно по характерным признакам. Например, способен поменяться оттенок выхлопных газов, также они станут по-другому пахнуть. Может возникнуть запах сгоревшего масла. Нередко в данном случае из трубы начинает идти дым голубого цвета. Нередко износ колец связан с тем, что уменьшается объем охлаждающей жидкости. Как итог, происходит сильный нагрев мотора, и кольца в итоге «залегают».
В большинстве случаев, если масло оказывается в камере сгорания, на свечах и электродах образуется нагар темного цвета.
При износе поршневых колец ремонт оказывается дорогим. Это связано с тем, что работа сложная – приходится разбирать мотор, чтобы поставить другие кольца.
Бывает и другая причина, которая тоже может приводить к данной ситуации, – закоксование колец, а также маслоотводящих каналов. Подобное бывает, когда мотор в течение продолжительного периода функционировал на некачественном или неправильно подобранном масле. В данной ситуации будет наблюдаться высокий расход масла. В этом случае решить проблему поможет раскоксовка особой жидкостью.
- Повреждение стенок блока цилиндров
Данная ситуация имеет взаимосвязь с износом блока цилиндров, который обычно происходит у тех автомобилей, которые имеют значительный пробег. Кольца могут быть исправны, но они уже недостаточно плотно прилегают к стенкам блока цилиндров. Именно через данные трещины просачивается масло и оказывается в камере сгорания. В данной ситуации тоже может появиться дым синего цвета из выхлопной трубы. Объем «съеденного» масла зависит от того, насколько сильно износились стенки цилиндров.
Если наблюдается эта причина, ремонт будет дорогостоящим. Мастеру может потребоваться растачивать блок, чтобы цилиндры снова обрели необходимую геометрическую форму. Иногда необходим более серьезный ремонт.
Для некоторых двигателей актуально коробление блока цилиндров, что связано с его перегревом. Подобное бывает у моторов, сделанных из алюминия.
- Повреждение прокладки ГБЦ
Течь в прокладке блока цилиндров может вызвать различные поломки. Бывает и такое, что мотор начинает «подъедать» масло. Это происходит по двум причинам. Первая – это то, что головка блока цилиндров бракованная (это может относиться и к прокладке). Из-за неправильной геометрии масло подтекает. Этот вариант редко встречается, тем более если автомобиль новый. Другая причина – это сильный износ мотора. В итоге прокладка ГБЦ прогорает.
Определить точную неисправность можно двумя способами. Первый вариант – это проведение осмотра блока в поиске утечки масла. Следует обратить внимание на весь периметр прокладки. Второй способ – это проверка охлаждающей жидкости. При неисправности в ней могут появиться масляные пятна. Иногда в охлаждающей жидкости возникает эмульсия светлого оттенка.
От водителя понадобится провести замену прокладки по определенному алгоритму и правильно закрутить болты. Желательно воспользоваться динамометрическим ключом.
- Выход из строя сальников распределительного или коленчатого вала
Автомобилисты должны знать, что начальная часть коленчатого вала находится в передней области мотора. На данном участке есть особый сальник, который из-за скачков температуры или механического воздействия ломается, начинает течь. Помимо этого, к высокому расходу масла приводит то, что ошибочно выбран материал для смазки. Масло, а также присадки способны постепенно разъесть сальник и даже выдавить его. Определить данную поломку сложно.
Есть также задний сальник коленвала, который тоже тяжело осмотреть из-за того, что на многих новых ТС противоположный конец коленвала помещен в коробку передач. На проблему с ним может указывать то, что постоянно образуются масляные подтеки под тем участком, где коленчатый вал входит в коробку передач. Понадобится самостоятельно провести осмотр или обратиться к мастеру.
Похожая ситуация может возникнуть с распределительным валом. У него нет заднего сальника, а заменить передний достаточно легко. Выявить неисправность тяжелее, потому как в этой ситуации подтеки масла будут скрыты крышкой ремня ГРМ. Чаще всего масло будет просачиваться вплоть до защиты картера. Если в этой области будут обнаружены потеки, потребуется проверить распределительный вал.
С определением причины неисправности не следует затягивать. Если ломается сальник распредвала, то может слететь ГРМ ремень. Это загнет клапаны, и потребуется тяжелый и дорогой ремонт автомобиля.
Также встречаются косвенные причины, приводящие к высокому расходу масла – например, загрязненный воздушный фильтр или переобогащенная смесь. Все это приводит к повышенной нагрузке на мотор.
Способ второй. Оценка состояния выхлопной трубы
Смотреть придется внутрь трубы, поскольку снаружи она зачастую выглядит неопрятно. Хитрость заключается в том, что из трубы вылетают частицы воды, сажи, масла, топлива и другие химические элементы. Этим лайфхаком для определения жора масла пользовались еще наши деды, но сейчас о нем многие начали забывать. Среднестатистическая иномарка оснащена катализатором, который дожигает вредные вещества и зачастую на выхлопной трубе оседает лишь конденсат. От этого изнутри появляется ржавчина. Нормальная «выхлопушка» должна быть слегка ржавой, а под ржавчиной должен виднеться чистый металл. Такое правило вполне работает на иномарках с пробегом до 100 тысяч километров. Затем окончание выхлопа становится изнутри темно-серым, что тоже считается вполне нормальным. Черная сажа будет говорить о неправильном сгорании смеси. Рыхлый черный налет с маслянистыми фракциями — свидетель того, что двигатель ест масло и требует восстановления.
Подводя итоги
При покупке подержанного автомобиля какие-либо гарантии требовать бессмысленно. Порой даже производители скрывают точный расход масла на 1000 км и некоторые машины начинают есть масло сразу после выезда из салона. Простые и эффективные методы от Гидрач.рф подскажут почему двигатель начал есть масло и уберегут вас от покупки такого автомобиля. Брать сразу все методы на вооружение не стоит. Достаточно применить несколько исходя из ситуации и здравого смысла. Простые и эффективные способы стоит совместить с диагностикой на СТО и покупкой платного отчета — тогда у автохлама не останется шансов быть купленным. Просто добавьте эту страничку в избранное, чтобы вспомнить об алгоритме в нужный момент. Кроме того, Гидрач.рф всегда поможет восстановить ваш автомобиль, предоставив оригинальные запчасти.