Каждый автовладелец обязан приобрести полис ОСАГО, чтобы иметь право управлять своим транспортным средством на дорогах России. Езда на автомобиле без действующей страховки запрещена, поэтому шофера могут оштрафовать. Закон четко оговаривает, что водить транспорт в этом случается нельзя, а все водители, которые планируют садиться за руль, должны быть вписаны в страховой документ. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что они могут ездить на авто в присутствии владельца. Сегодня мы рассмотрим эту тему и расскажем, чем чревато нарушение этого правила.
У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.
Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.
Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?
Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.
Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.
Осмотр — это визуальное обследование машины и груза
- Есть ориентировка или информация, что машину используют для незаконного.
- Инспектор хочет сверить маркировку кузова или шасси машины с документами.
- Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который указан в сопроводительных документах.
Других оснований для осмотра в регламенте нет.
Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот, сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам.
При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи, не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.
Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.
Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка. Акт составляют .
Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.
Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны другие основания.
Справедливости ради надо сказать, что при желании найти их не так уж сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.
Досмотр — это когда можно трогать
Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.
- Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в нормативных актах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра. Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно подозрений в административных нарушениях.
- Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе проверяя машины. Если найдут — задержат.
Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины, но только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.
При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — не обязательно собственник. Это тот, кто законно пользуется машиной в момент досмотра. Если очень надо, могут обойтись и без владельца: всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.
Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.
Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре.
Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС. Если надо, вскроют пломбы.
Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса. Понятые не должны быть заинтересованы в том, чтобы сотрудник ГИБДД что-то нашел. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре — просто указать их в документах нельзя.
Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале. Нет протокола — нет досмотра.
В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.
Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.
Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на арестовать на срок до 15 суток или назначить обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых
Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Если инспектор нарушит это правило, результаты досмотра нельзя считать доказательствами.
Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре
Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола. Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на телефон.
Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.
Можно ли использовать чужой автомобиль, если рядом сидит владелец?
Многие люди задаются вопросом, разрешено ли передвигаться за рулем без страховки, если рядом сидит владелец авто. Ответ на этот вопрос прост – нет, пользоваться автомобилем нельзя. Не играет роли, если в этот момент собственник машины находится рядом. Также важно отметить, что сама передача руля в этой ситуации никак не наказывается.
Будет ли оштрафован водитель? Да, и прикрыться владельцем не получится. Наличие хозяина транспорта рядом во время управления автомобилем иным водителем без ОСАГО не поможет избежать наказания. Водитель все равно будет считаться нарушителем. Последствия могут быть очень серьезными, и в случае ДТП без действующей страховки возмещение ущерба полностью ляжет на плечи виновника. В связи с этим важно всегда приобретать автостраховку и вписывать в нее всех водителей, которые в будущем могут оказаться за рулем. Со страховкой ответственность за компенсацию убытков переходит от владельца к страховщику.
Разрешается ли передавать управление автомобилем по полису «мультидрайв»?
Полис ОСАГО можно оформить без ограничения на количество водителей, которым разрешено пользоваться автомобилем. Такие страховые документы также называют «мультидрайв». Эта опция подключается на моменте оформления страховки и значительно влияет на итоговую стоимость страхования. Если страхователь решит ее подключить, то при расчете цены не будут учитываться возраст, стаж и история аварийности водителей. Вместо этого страховые компании установят фиксированный коэффициент ограничения. Для физических лиц он равен 2,32, а для юридических – 1,97. Обычно эта опция делает страховку значительно дороже, однако, как мы и указали выше, для злостных нарушителей это может наоборот сделать полис несколько дешевле. Детальнее изучить вопрос ценообразования в сфере обязательного автострахования вы можете в нашей статье о коэффициентах в ОСАГО.
Единственное условие, которое необходимо соблюдать, передавая управление авто с полисом «мультидрайв» — у шофера должны быть водительские права нужной категории. Без нужного водительского удостоверения садиться за руль запрещается в любом случае. Также важно помнить, что страховой документ всегда должен быть у водителя при себе. То есть при передаче управления ТС иному лицу необходимо предоставить ему и автостраховку. Причем это касается как полисов «мультидрайв», так и обычных.
Какое наказание предусмотрено для водителей без страховки
Вести чужой транспорт без страхования запрещено. Если сотрудники дорожной полиции остановят автомобиль для проверки документов и обнаружат, что у человека, который ехал за рулем, нет «автогражданки», они выпишут ему штраф. И присутствие самого хозяина ТС рядом никак не повлияет на ситуацию. В случае управления транспортом без соответствующей пометки это не является ни оправданием, ни даже смягчающим фактором. Размер взыскания зависит от нескольких условий, давайте рассмотрим все из них:
- 500 рублей – собственник или другое лицо оформил страховой полис на автомобиль. Однако в момент проверки документов за рулем сидел автомобилист, сведения о котором отсутствуют в страховом документе.
- 800 рублей – полис на автомобиль не оформлялся вовсе. Тут уже даже не важно, кто сидел за рулем. Без страховки пользоваться машиной запрещено. И был ли там собственник, или нет, на ситуацию никак не влияет.
- 500 рублей – страховка была оформлена и водитель указан в ней, как лицо, которому разрешается пользоваться машиной. Однако при проверке документов у шофера не оказалось страховки при себе. Он мог забыть полис перед уходом из дома или в рабочем офисе. Аналогичный штраф предусмотрен, если водитель покажет полиции ксерокопию страхового документа – всегда важно возить с собой оригинал. Исключением может быть только электронный документ е-ОСАГО, который разрешается распечатать или показать на устройстве. Но помните, что если телефон разрядится, то вас все равно ждет такой же штраф.
Все перечисленные штрафные суммы могут выписать только тому, кого заметили за управлением автомобиля. Однако необходимо отметить, что существует исключение, которое позволяет некоторое время ездить без страховки. Оно относится к тем машинам, которые были куплены не позже, чем 10 дней назад на момент остановки сотрудником дорожной инспекции. Этот срок специально отводится для покупки страхового полиса. Если вас остановят для проверки документов, необходимо будет показать бумагу, в которой указывается дата приобретения нового транспортного средства. В этой ситуации вас не имеют права оштрафовать.
Тем не менее, денежное взыскание – это далеко не самое страшное. Установленные штрафные суммы достаточно малы, да и погасить их можно со скидкой. Для этого водитель должен оплатить его за 20 суток. В этом случае вам придется заплатить лишь половину суммы. Гораздо хуже автолюбителю будет в том случае, если он из-за своей невнимательности во время управления транспортом причинит вред другим участникам движения. Без страховки весь причиненный вред обязательно придется возмещать из собственного кошелька.
И даже если машина застрахована, но в полисе нет сведений о водителе, который управлял ею, страхование не спасет. В этом случае страховая компания, конечно, возместит весь ущерб потерпевшему. Но позже эту сумму она спишет с виновника ДТП в порядке регресса. Присутствие собственника на соседнем сидении в момент аварии ни на что не повлияет. Этим не получится прикрыться и шоферу все равно не удастся избежать ни взыскания, ни затрат на ремонт другого транспорта. Да и вполне возможно, что у хозяина автомобиля, которым управлял виновник ДТП, появятся претензии и он заставит потратиться и на починку его машины. Все же в аварии страдает имущество обоих участников. Владельцу стоит внимательно подходить к вопросу, кому он доверяет вести автомобиль.
Как вписать еще одного шофера в страховой полис ОСАГО
Водить автомобиль без записи в страховке нельзя. Чтобы не столкнуться с наказанием за езду на автомобиле без оформленного страхования, необходимо заранее позаботиться о вписании в документ всех лиц, которые могут быть допущены к управлению машиной. В таком случае они смогут избежать взыскания и им не придется тратиться на возмещение посторонним лицам, если они причинят им урон во время вождения. Внести нового водителя в документ можно несколькими способами:
- указать сведения о нем сразу при заключении договора страхования;
- прийти в офис компании с документами и попросить включить в ОСАГО еще одного или нескольких шоферов;
- в электронный ОСАГО можно самостоятельно внести изменения в профиле на сайте организации.
Записать всех шоферов в полис автострахования можно сразу же при его оформлении. И не играет роли то, как вы оформляете полис: онлайн или вживую со специалистом. Кроме того, существует возможность заключить договор, согласно которому за руль сможет садиться абсолютно любое лицо, если у него есть водительское удостоверение. В этом случае также поменяется принцип расчета стоимости автостраховки, о чем мы рассказывали в статье о коэффициентах. Вероятнее всего, такая страховка будет значительно дороже, поэтому такой вариант подойдет далеко не всем. Однако, если в список водителей хотят включить злостного нарушителя, то «мультидрайв» может быть немного выгоднее.
Если же «автогражданка» уже есть, но появилась необходимость записать туда других лиц, отправляйтесь в офис своего страховщика или проведите эту процедуру онлайн. В первом случае эксперты помогут вам разобраться со всеми бумагами, а во втором – все изменения вы сможете внести сами.
Изменится ли стоимость страховки? Вполне возможно. Это зависит от опыта вождения и истории аварийности новых шоферов: например, если новенький водитель менее опытен или ранее устраивал ДТП. В обоих случаях потребуется доплатить за повышенный риск при управлении ТС.
Для внесения изменений в страховку вам также понадобятся:
- специальное заявление;
- водительские права всех, кого вы хотите указать в полисе;
- паспорт автовладельца;
- СТС или ПТС;
- оригинал “автогражданки”.
После этого машиной смогут пользоваться другие лица. Количество людей, которым вы можете позволить сидеть за рулем по полису, никак не ограничено. Но для включения их в договор, потребуется взять водительские удостоверения каждого из них. Отметим, что после добавления водителей в документ хозяину не нужно находиться рядом.
Что грозит владельцу автомобиля, если он передаст не вписанному в полис лицу возможность управления ТС
Если хозяин доверил машину другому шоферу, то ему самому в этой ситуации беспокоиться не о чем. Сама передача не наказывается законом. Последствия предусмотрены исключительно для шофера, который сел за руль при отсутствии записи о нем в страховке. В этой ситуации для владельца никакие штрафные санкции не предусмотрены, даже если полис не был оформлен вовсе. Инспекторы ГИБДД могут выписать взыскание лишь тому человеку, который управлял автомобилем в момент обнаружения факта нарушения.
Однако, существует и исключение, когда раскошелиться придется и владельцу. Ему могут выписать штраф, если он передал управление своим автомобилем тому, у кого не было водительского удостоверения нужной категории. Причем размер взыскания будет весьма существенным – 30 тыс. рублей, согласно закону.
Статья была полезной?
Спасибо за ваш отзыв!