Сколько времени занимает диагностика моего привода? Как часто мне приходится заводить машину. Инструкция по самопроверке методом САПР

Бесступенчатая трансмиссия Jatco (CVT или вариатор) устанавливается на автомобили LADA, Nissan, Renault, Mitsubishi и др модели. При помощи смартфона, адаптера ELM327 и специального программного обеспечения любой владелец может самостоятельно выполнить диагностику вариатора, проверить наличие ошибок, спросить их и т.д. Инструкция также пригодится тем, кто не знает, как проверить вариатор при покупке автомобиля.

Описание CVTz50

Программа CVTz50 подходит для автомобилей с вариатором:

  • Z50/Z51: Nissan Murano 
  • Jatco CVT: Lada, Nissan Teana, X-Trail, Qashqai, Juke, Wingroad; Mitsubishi Outlander, Lancer; Renault Koleos; Suzuki Kizashi и других.
  • Чтение и сброс ошибок вариатора (см. расшифровка кодов неисправностей вариатора
  • Чтение и сброс ошибок двигателя
  • Чтение и обнуление счетчика износа масла вариатора
  • Настройка уровня торможения двигателем (для машин на платформе Nissan – Nissan, Renault; машины на платформе Mitsubishi этой регулировки не имеют)
  • Корректировка оборотов холостого хода и угла опережения зажигания, обучение подаче воздуха на холостом ходу (только для Nissan Murano Z50, Z51 и автомобилей с похожими двигателями Nissan)
  • Мониторинг параметров работы вариатора: температура, давления, ошибки, старение масла, передаточные отношения и т.д.
  • Отображение помесячной статистики температурного режима вариатора, давлений при определенных условиях, случаев неудавшегося переключения передач, пробега, расхода топлива, и динамики старения жидкости вариатора

функции программы CVTz50
функции программы CVTz50
функции программы CVTz50
функции программы CVTz50
функции программы CVTz50
функции программы CVTz50

  1. Установить CVTz50 на телефон.
  2. Вставьте адаптер ELM327 в диагностический разъем машины с включенным зажиганием.
  3. Сделайте сопряжение ELM327 адаптера с телефоном.
  4. Запустите CVTz50 и проверьте подключение, нажав кнопку Мониторинг работы вариатора. При успешном подключении на экране появится лог обмена данными между CVTz50 и адаптером, после чего программа перейдет в режим отображения параметров работы трансмиссии.
  • Обнуление счетчика износа масла вариатора необходимо выполнять после замены масла в вариаторе.
  • Настройка уровня торможения двигателем. Nissan не рекомендует выставлять значения +1, -1 и -2.

Расшифровка экрана мониторинга:

Меню и значения переведены на русский язык. Пользоваться программой интуитивно понятно. Более подробное описание смотрите на оф.сайте разработчика.

Для этого понадобится только смартфон и недорогой адаптер.

За Рулем

Вариаторы не любят жару и могут быстро перегреваться. А это, в свою очередь, приводит к преждевременному старению рабочей жидкости и повышенному износу деталей агрегата. Поэтому в южных районах рекомендуют менять рабочую жидкость в вариаторе чаще, чем в северных. Но когда именно?

Узнать, в каком состоянии рабочая жидкость вариатора, можно без визита в сервис и диагностики. То есть вы можете не только сэкономить на ТО, но и увеличить ресурс дорогого агрегата. Совет, как это сделать, дают эксперты «За рулем», старейшего и самого авторитетного автомобильного издания в России, Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.

Перегретая жидкость теряет свои свойства, и износ деталей ускоряется. У компании Jatco, о вариаторах которой и пойдет речь далее (включая вариаторы для Лад), даже есть «счетчик старения жидкости» – блок управления анализирует информацию с разных датчиков и делает выводы.

Узнать о сделанных выводах можно только при диагностике – дилерскими сканерами Consult 2 или Consult 3, которых у обычного автомобилиста нет.

За Рулем

За Рулем

Но есть альтернативный вариант узнать все о вариаторе своего автомобиля. Устанавливаем на смартфон приложение CVTz-50. Оно платное, но есть бесплатная демоверсия с урезанным функционалом.

Затем подключаемся к разъему OBD-II через адаптер типа ELM327 (стоит он от 400 с небольшим рублей) и получаем всю информацию о состояния вариатора.

Степень старения жидкости будет даваться в баллах, и вот как они расшифровываются:

  • 0 баллов – до 90 градусов,
  • 1 балл – от 90 до 100 градусов,
  • 2 балла – от 100 до 109 градусов,
  • 4 балла – от 110 до 119 градусов,
  • 6 баллов – от 120 до 129 градусов,
  • 8 баллов – от 130 до 139 градусов.

Программа CVTz50 показывает и старение жидкости, и температуру вариатора «в прямом эфире».

Программа CVTz50 показывает и старение жидкости, и температуру вариатора «в прямом эфире».

За Рулем

Для справки: нормальная температура рабочей жидкости – 70-80. Поэтому 4 балла – сигнал, что пора ехать на замену рабочей жидкости, которая при такой температуре начинает менять свои свойства. Более высокие температуры уже портят и уплотнители, что приводит к течам.

О том, как не перегревать вариатор и продлить срок его службы, читайте в августовском номере журнала «За рулем» – уже в продаже.

Материал подготовлен по мотивам статьи Михаила Колодочкина и Алексея Ревина «Вариатор и жара», опубликованной в журнале «За рулем» №8/2022.

Еще про Ниссан:  Nissan Qashqai (J11) 2013>

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Может кому будет полезно (в интернете НОЛЬ инфы для наших коробок, пришлось разбираться самому) — озадачился вопросом “домашнего” (первичного) анализа работы вариатора JF016E/JF017E (Qashqai J11/ X-Trail T32 и т.п.), а именно — правильную работу гидроблока и масляного насоса (корректного давления в системе вариатора).
Заказываем адаптер Viecar 4.0 с AliExpress (самая правильная “версия 1.5”, Bluetooth 4.0 LTE работает с Android/iOS);
Скачиваем программу CVTz50 (я сразу купил платную версию, благо стоит копейки).
Прогреваем автомобиль и коробку, по показаниям в программе около показаний температуры вариатора должно быть “OK” (от 50’C до 90’C), разгон до 60 и плавное торможение, затем, после полной остановки (секунд через 5) проверяем обороты двигателя и сравниваем с нормой по ВАШЕМУ мотору в сервис мануале (кондиционер и все электрооборудование обязательно выключено, руль не трогать):
(R9M 1.6 дизель, особенно важно, т.к. может проходить очистка сажевого фильтра, в таком случае лучше подождать, пока обороты станут в норме)
Посмотреть вложение 17310
Дальше снимаем показания с программы (стояночный тормоз ВКЛ, положение рычага переключения в N или P, педаль тормоза отпустить):
Посмотреть вложение 17309
Берем сервис мануал для вашего авто (у 1.6 дизель R9M + вариатор JF017E он же RE0F10G, страница TM-472 в сервис мануале):
Посмотреть вложение 17308
Втор. Давл. Цель — TARGET SEC PRESSURE (норма: 1.8 МПа)
Втор. Давл. — SEC PRESSURE (норма: 1.8 МПа)
Перв. Давл. — PRI PRESSURE (норма: 1.2 МПа)
Лин. Давл. Цель — LINE PRS (норма: 1.8 МПа)

У моего вариатора показания оказались почти в норме.

Если вам кажется, что машина (ключевое) ИНОГДА дергается или пинается, т.е. работает “как-то не так”, останавливаетесь, подключаете адаптер в OBD разъем и снимаете показания согласно описанной процедуре, если давления сильно отличаются (более 20%) — возможны проблемы с клапаном или гидроблоком, если в норме — вариатор переобучается или шалит ДВС (к прим. — топливо).
Если проблемы с конусами / цепью (механика), то давление может быть в норме (очень маловероятно, т.к. обычно отходами повышенного износа забивается все и вся), но, как показывает собранная информация на просторах интернета, в таком случае “подергивания”, “пинки” и плавающие обороты двигателя носят ПОСТОЯННЫЙ характер (вплоть до ошибок в программе и выходом из строя гидроблока в паре с масляным насосом / клапаном).

Основная задача данной процедуры — проверить корректную работу давления масла в системе, т.к. корректное давление — залог здоровья всех механических частей вариатора, именно неправильная работа гидроблока или клапана масляного насоса преждевременно разушает механические части (конуса/ремень или цепь) вариатора.

P.S.
Данное пособие не рассчитывает на 100% результат рабочего или не рабочего вариатора, полную диагностику может сделать только лишь опытный специалист с обновленным Consult III+ (не путать с дилерской СТО Nissan, т.к. там таких может не быть).

  1.   

  2.   »  
    Программа CVTz50 диагностика вариатора Nissan

Представляем Вашему вниманию программу для elm327 v1.5 позволяющую проводить диагностику вариатора Jatco. 

Основные возможности программы СVTz50 для диагностики вариаторов:
– Возножность чтения и сброса ошибок вариатора
– Возможность считывания и удлаения кодов неисправности двигателя автомобиля
– Возможность проведения настройки уровня торможения двигателем
– Функция считывания и сброса счетчика износа масла вариатора
– Возможность  мониторинга параметров работы вариатора: температура, давления, ошибки, старение масла, передаточные отношения и т.д.

Программа СVTz50 для диагностики вариаторов поддерживает работу с такими автомобилями, как Nissan Murano Z50/Z51, так же заявлена частичная поддержка других автомобилей с вариатором Jatco – X-Trail, Qashqai, Nissan Teana, Juke, Mitsubishi Outlander, Lancer, Renault Koleos и некоторых других.

 
В виду специфических требований для выполнения нестандартных команд позволяющих проводить диагностику вспомогательных систем автомобиля, данная программа может полноценно работать только с адаптерами имеющими настоящую версию прошивки 1.5.

Порядок работы в программе CVTz50: 
– Для того чтобы прочитать имеющиеся ошибки вариатора нажмите кнопку Read/Clear CVT DTC. В ответе будет указано количество ошибок и список их кодов, или будет выведено сообщение NO CVT DTC если ошибок трансмиссии нет.
– Для считывания ошибок двигателя вам необходимо нажать на кнопку Read/Clear ECU DTC. В ответе адаптера в программе будет указано количество ошибок и список их кодов, или будет выведено сообщение NO ECU DTC если ошибок двигателя нет.
В случае, если кодов ошибок выведено больше чем указанное ранее количество ошибок, «лишние» коды нужно игнорировать.
Для того чтобы произвести сброс ошибок вариатора или двигателя, нажмите и удерживайте соответствующую кнопку, затем подтвердите сброс нажав Yes.

   
Процедура считывания и обнуления счетчика износа масла вариатора при помощи программы CVTz50:
– Нажмите кнопку Read/Clear CVTF Deterioration для считывания текущего значения счетчика износа масла CVT
Производитель Nissan рекомендует при достижении значения 210000 заменить масло CVT.
После проведения процедуры замены масла в CVT счетчик износа необходимо сбросить. Для сброса счетчика нажмите и удерживайте кнопку Read/Clear CVTF Deterioration, затем подтвердите сброс нажав Yes.

Программа СVTz50 для диагностики вариаторовПрограмма СVTz50 для диагностики вариаторов
Если Вам необходимо провести настройку уровня торможения двигателем:
– Выберети в меню кнопку Engine Brake Adjustment после чего программа сообщит Вам текущий уровень из блока управления вариатором и отмечен в появившемся окне выбора.  Вам необходимо произвести новый уровень торможения и подтвердите его изменение кнопкой OK, или нажмите Cancel если хотите оставить текущее значение.
Производитель Nissan не рекомендует выставлять значения +1, -1 и -2.

Программа СVTz50 для диагностики вариаторов
Для просмотра параметров работы вариатора в режиме реального времени Вам необходимо:
Выбрать пункт Start CVT Data Monitor для запуска режима мониторинга параметров работы вариатора. Также этот режим будет запущен автоматически, если в течение 10 секунд с момента старта программы не была нажата ни одна из кнопок.
В данном режиме программа отображает наиболее значимые параметры работы вариатора:
–  ENG SPEED – обороты двигателя автомобиля rpm
–  Положение рычага коробки или номер передачи в ручном режиме (будет отображено в скобках если нажата педаль тормоза)
–  VEHICLE SPEED – скорость автомобиля, km/h
–  ACC PEDAL OPEN – положение педали газа, значение в диапазоне от 0 до 8
–  Мощность, развиваемая двигателем автомобиля, Hp
–  VENG TRQ – крутящий момент, развиваемый двигателем автомобиля, Nm
–  ETS SOLENOID – сила тока на муфте блокировки 4WD и соответствующее ей распределение крутящего момента между передней и задней осями от 100%:0% до 50%:50% (только для Nissan Murano Z50)
–  G SPEED – ускорение автомобиля в g
–  Мгновенный расход топлива в л/100км, расход топлива в л/час; остаток топлива, расстояние которое можно проехать без заправки, средний расход топлива, объем израсходованного топлива, пройденная дистанция (для сброса счетчиков нажмите и удерживайте любое из этих значений)
–  COOLAN TEMP – температура охлаждающей жидкости двигателя автомобиля и цветовой индикатор диапазона температуры (<20 COLD; 20-80 WARM; 80-100 OK; 100-120 HOT; >120 HOTTER)
–  ATF TEMP – температура масла вариатора автомобиля в двух единицах измерения: в градусах Цельсия и в условных единицах, отображаемых другими сканерами; и цветовой индикатор диапазона температуры (<20COLD; 20-50 WARM; 50-90 OK; 90-110 HOT; >110 HOTTER)
–  ISOLT1 – ток на соленоиде блокировки гидротрансформатора и цветовой индикатор, загорающийся при заблокированном гидротрансформаторе
–  SLIP REV – проскальзывание в гидротрансформаторе (должно быть около 0 при заблокированном гидротрансформаторе)
–  TRQ RTO – передаточное отношение гидротрансформатора
–  TGT SEC PRESS – целевое давление во вторичном контуре вариатора, MPa
–  SEC PRESS – фактическое давление во вторичном контуре вариатора, MPa
–  max pri – максимальное давление в первичном контуре, наблюдавшееся с последнего запуска программы, МПа
–  Номер виртуальной передачи, соответствующий текущему передаточному отношению вариатора и GEAR RATIO – передаточное отношение вариатора
–  STM STEP – положение степ-мотора
–  Финальное значение крутящего момента, после учета всех передаточных отношений (только для Nissan Murano)
–  LINE PRS – давление LINE, MPa
–  LU PRS – давление LU блокировки гидротрансформатора, MPa
–  max sec – максимальное давление во вторичном контуре, наблюдавшееся с последнего запуска программы, МПа
–  PRI PRESS – давление в первичном контуре вариатора, MPa
–  CVTF DETERIORATION DATE – значение счетчика износа масла вариатора, в скобках указано изменение счетчика с момента запуска программы
–  Время последнего обновления данных, при появлении ошибок двигателя или вариатора здесь будет отображено сообщение об ошибке на желтом или красном фоне соответственно
Более подробное описание этих параметров можно найти в сервис-мануале Nissan Murano.
По умолчанию частота обновления данных – 1 раз в 5-8 секунд при чтении всех данных с блоков управления вариатором, двигателем и полным приводом. Частоту обновления можно повысить до 4 раз в секунду если выбрать в меню программы чтение только параметров вариатора Read CVT Only.
 Программа СVTz50 для диагностики вариаторовПрограмма СVTz50 для диагностики вариаторов 
Пункт графики
При нажатии на значение большинства из параметров в режиме Data Monitor, откроется график отображающий 200 последних значений этого параметра (красная линия) и скорости (синяя линия).
Для возврата к Data Monitor нажмите на заголовок графика.
  Программа СVTz50 для диагностики вариаторовПрограмма СVTz50 для диагностики вариаторов
Меню настроек программы:
–  Read CVT Only – считывание только параметров из блока управления вариатора
–  Read ECU Only – считывание только параметров из блока управления двигателем
–  Read AWD Only – считывание только параметров из блока управления полным приводом
–  Read All – считывание параметров из всех блоков – вариатора, двигателя, полного привода
–  Start Data Monitor / Pause Data Monitor – эта команда позволяет остановить чтение параметров без выхода из программы и запустить его снова после остановки
–  Data Logging To File – включение/выключение записи параметров в файлы cvtz50.txt и cvtz50_params.txt
–  Long Term Consumption – включение/выключение сохранения данных пробега и расхода между запусками программы. Если эта опция отключена, средний расход будет вычисляться заново при каждом запуске программы
–  Voice Notifications – включение/выключение голосовых уведомлений (на английском языке) о достижении температуры 20, 50, 90°C и о появлении ошибок вариатора или двигателя
–  Switch Theme – переключение между темной и светлой цветовыми схемами (с перезапуском программы)

Программа СVTz50 для диагностики вариаторов

Наличие функции автоматического теста давления в первичном контуре при остановке:
Программа Cvtz50 автоматически отслеживает давление в первичном контуре после прогрева масла CVT до 50 градусов и остановке с выставлением степ-мотора в положение 4. Давление PRI PRESS во время стоянки в Dпосле такой остановки не должно падать ниже 0.5МПа (источник). При появлении данных, в строке рядом с PRI Pressure появляется дополнительный блок step4 min/avg, отображающий минимальное и среднее значения PRI PRESS. Чем они ближе к 0.7МПа, тем лучше. При падении минимального значения ниже 0.5МПа блок подсвечивается желтым, ниже 0.3МПа – красным. Данная функция позволит пользователю оценить давление в первичном контуре и при необходимости задуматься ремонте.

 
Наличие функции тестирования давления при разгоне:
При резком разгоне с места автомобиля (на 3000 оборотах двигателя), давления в первичном и вторичном контурах должны кратковременно достичь по меньшей мере 5МПа (источник). Измерение с помощью cvtz50 необходимо проводить в режиме Read CVT Only, максимальные достигнутые значения давлений будут отображены в полях max sec и max pri.
Примечание: значения максимальных давлений сбрасываются только при выходе из программы, т.е. программу следует перезапускать перед каждой попыткой если попыток несколько.
Измерение времени разгона автомобиля:
В режиме Read CVT Only при полностью нажатой педали газа cvtz50 измеряет время разгона от 0 до 50, 100, 150, 200 км/ч. Результаты появляются в первой строке рядом с положением рычага переключения передач. Погрешность измерения составляет около 0.25с при частоте обновления данных 4 раза в секунду.
Журнал программы:
Лог обмена данными между программой и адаптером сохраняется в файле cvtz50.txt на карте памяти.
Параметры работы вариатора, полученные в режиме Data Monitor, сохраняются в файле cvtz50_params.txt, который может быть загружен в Excel для подробного анализа данных на компьютере пользователя.

Программа СVTz50 для диагностики вариаторов

Адаптер работает только с версией Bluetooth, поддержки адаптеров elm327 usb и elm327 wi fi нет.

Потребуется

  • Телефон или планшет работающий на Android версии не ниже 4.2
  • Программа CVTz50
  • Bluetooth или WiFi адаптер ELM327 версии 1.5 или ниже (успешная работа с адаптерами версии 2.0+ маловероятна или функциональность может быть ограничена). Купить можно на AliExpress, см. нашу подборку товаров.

Сколько времени занимает диагностика моего привода? Как часто мне приходится заводить машину. Инструкция по самопроверке методом САПР
Сколько времени занимает диагностика моего привода? Как часто мне приходится заводить машину. Инструкция по самопроверке методом САПР

Оставьте комментарий