Датчик света в автомобиле: что это такое
Принцип действия датчика света или, как его еще называют, датчика освещенности, предельно прост. Как только освещенность вокруг автомобиля падает, и наступают сумерки – электроника, зафиксировав это, автоматически включает габаритные огни и ближний свет фар.
Техническая реализация подобной автоматики также предельно проста. Для этого используется фотодиод в качестве датчика и реле, которое замыкает цепь включения освещения в случае, если фотоэлемент не фиксирует достаточного количества света.
Видео — как работают датчики света и дождя в автомобиле Фольксваген Поло Седан:
При этом сам фотодатчик размещается в местах, наиболее хорошо освещаемых и менее всего подверженных загрязнениям – в большинстве своем, под лобовым стеклом автомобиля. При этом, несмотря на простоту технической реализации, датчики света в автомобилях появились относительно недавно.
Зоны реагирования датчиков света:
С помощью широкоугольного световода датчик внешнего освещения (он же датчик солнечных лучей) регистрирует уровень освещенности над автомобилем. Дополнительно установленный светофильтр позволяет различать солнечный и искусственный свет.
Это нужно для того, чтобы, например, автоматика включила фары при въезде днем в освещенный туннель; а если машина находится под палящим солнцем, климат-контроль должен интенсивнее охлаждать салон.
Если автомобиль оборудован проекционным дисплеем, устанавливается узконаправленный HUD-датчик.
Он измеряет освещенность той зоны, куда проецируется информация. А электронная система корректирует яркость подсветки элементов, выводимых на дисплей.
|
Индикатор для дома
Датчик освещенности или света – это специальное автоматическое устройство, которое в зависимости от настроек и типа помогает контролировать работу осветительных систем. Существует несколько видов такого оборудования. Классифицировать их можно по принципу работы и месту установки. Бывают:
- Ультразвуковые;
- Инфракрасные;
- Микроволновые;
- Комбинированные.
Встраиваемые ультразвуковые модели работают по принципу отражения ультразвука от определенного предмета в диапазоне своего действия. Их редко используют для дома, т. к.
они обладают сверхвысокой чувствительностью, поэтому такие датчики света в основном используются для улицы.
Частота работы – от 20 до 60 кГц, такой диапазон необходим, чтобы исключить включение света при появлении в области действия животного.
Автоматический датчик движения инфракрасного типа использует для определения объекта в диапазоне своего действия инфракрасные лучи. Каждый ивой объект имеет собственное излучение, но датчик реагирует только на определенный их диапазон, который можно настроить по собственному усмотрению.
Фото – сенсор инфракрасного типа
Микроволновый, как и акустический датчик включения света, реагирует на движение в области своей работы. Но для определения он использует радиоволны. Такая модель может быть установлена как в бытовых условиях, так на улице: в туалете, ванной комнате, гостиной.
Комбинированные представляют собой сочетание нескольких датчиков, принцип их действия совмещает в себе несколько озвученных выше технологий.
Также в уличных датчиках дневного света часто используется чувствительный элемент. Такие модели называются фотореле и реагируют на снижение уровня солнечных лучей. С наступлением темноты они автоматически регистрируют уменьшение солнечной активности и включают свет. Эту систему очень удобно использовать для освещения улицы и промышленных объектов.
Еще любой датчик присутствия для включения света может характеризоваться двумя принципами действия:
Активный чаще всего представлен в настенном исполнении. Его подключение производится при помощи двух деталей – приемника и передатчика. Во время работы осуществляется постоянное сканирование пространства. Если поток звука и инфракрасного излучения нарушается, то контакты замыкаются, начинает работать освещения.
Потолочный пассивный не производит постоянную проверку помещения, он реагирует непосредственно на объект в зоне действия. Они регистрируют излучение объекта. Такой принцип считается более экономным, но при этом они подвержены ложному включению.
Фото – подключение фотореле
Каждый датчик включения света имеет свои технические характеристики, рассмотрим основные параметры для всех:
- Однофазная сеть 220/50, трехфазная – 380/50;
- Воспринимают объект, скорость движения которого не более2 км/ч;
- Потребляемая мощность от 0,3 Вт;
- Максимальная нагрузка до 1200 Вт;
- Защита IP20 – IP44;
- Диапазон распознавания ультразвука 30-90 Дб, но при этом учитывается уровень шума на улице, который может являться помехой для нормальной работы сенсора.
По типу установки еще бывают проводные и беспроводные индикаторы. Проводными моделями удобнее пользоваться в помещении, т. к. нет вероятности замыкания кабелей из-за высокого уровня влаги. Уличный датчик преимущественно выбирается беспроводной – такой сенсор света легче использовать в экстремальных условиях и установить на проблемные участки.
Фото – подключение датчиков для дома
Можно ли установить своими руками
ДА конечно можно — вообще без проблем. Если у вас иномарка, в «бедной» комплектации в которой нет датчиков света, то посмотрите их в более «богатых». Если там они присутствуют, то просто вам нужно их купить и самому установить, ну или в крайнем случае на СТО.
Зачастую в панели приборов уже есть место для его крепления. Также, скорее всего вам понадобится другая ручка включения фар, в ней будет присутствовать режим AUTO. Или просто нужно будет сменить декоративную подложку, под ручкой. Как правило, режим также уже заложен.
Поэтому вся установка сводится к покупке датчика – если надо ручки – и подключению в специальную плату. На форумах по вашей модели эту информацию уже сто раз переживали, я в этом уверен.
Если берете машину отечественного производства или авто в котором даже в «высоких» комплектациях нет такого датчика — то тут немного посложнее, вам нужно будет покупать и настраивать еще и плату.
Однако «не так страшен черт как его малюют» — по сути, датчик света это выключатель который размыкает электрическую цепь, которая идет на фары. Именно в разрыв и нужно ставить. Правда придется искать место куда закрепить сам фотоэлемент, однако, это вопрос уже второй.
Лично у меня знакомые ставили на ВАЗ 2110 за пару часов, не спеша. Также на форумах есть много информации по правильной установке и размещению самого фотоэлемента.
Вот такая статья получилась, думаю, теперь вы знаете — что это такое. А на этом буду заканчивать, всем пока – искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(5 голосов, средний: 5,00 из 5)
Существует множество вариантов реализации автоматического включения автомобильного света. Каждый подбирает решение для себя индивидуально, исходя из своих предпочтений, руководствуясь своими знаниями и опытом. Главная задача реализации – повышение удобства использования автомобиля, а как известно удобство складывается из мелочей.
Классический, заводской автосвет на KIA Sorento I. Головной свет включается до старта двигателя. | Реализованный автосвет. Питание на ДХО (габариты или ближний) подается после пристегивания ремня безопасности водителя и отключается после остановки двигателя. |
Принципиально можно выделить несколько подходов к реализации автоматического света:
1. Минимальные изменения в электросхеме или настройках бортового компьютера для активации уже заложенной производителем функции автосвет.
2. Простые незначительные изменения, как правило в блоке управления светом, с использованием одного реле.
3. Более серьезные вмешательства в электросхему автомобиля с использованием реле, контроллеров и подключением к датчикам автомобиля.
Люди устанавливающие автоматическое включение света как правило стараются учесть следующие нюансы:
- Включение света после запуска двигателя, т.к. при холодном пуске важно сохранить для стартера каждый ватт энергии;
- Возможность легкого, быстрого отключения, ведь в жизни бывают разные ситуации, возможно Вам потребуется холодной зимней ночью долго просидеть в заведенной машине не привлекая к себе внимания.
Реализовать автоматическое включение света будем на автомобиле Шкода Октавия тур по простой схеме с применением одного пятиконтактного реле. В данном авто есть возможность реализации штатными средства, а именно заменой реле управления светом, но использовать его мы не будем, т.к. алгоритм включения будет стандартным – свет будет включаться в момент включения зажигания и потухать во время работы стартера, после чего снова загораться.
Выбор данного алгоритма обладает следующими плюсами:
1.Водитель как правило пристегивается после старта двигателя, т.е. до и во время работы стартера нет лишних потребителей.
Разрушаем мифы
- Датчик дождя срабатывает от ударов капель воды.Нет. Работа датчика основана на оптоэлектронном измерении.
- Ночью датчик дождя бессилен.Нет. Наружное освещение не влияет на работу системы, поскольку она использует собственные инфракрасные источники света.
- Можно распрощаться с датчиком при замене ветрового стекла.Нет. Производители стекол предусматривают в слое тонировки или шелкографии окошко. Монтаж старого датчика на новое стекло возможен, но при соблюдении технологии, а после установки нужно проверить корректность работы датчика.
- Зимой датчик барахлит.Нет. На снег датчик может реагировать некорректно. Но на капельки воды от растаявших снежинок реакция будет правильной. Хуже всего, если место установки датчика покрыто коркой льда. В этом случае лучше перейти на ручное управление стеклоочистителями.
- Датчики дождя на всех автомобилях работают одинаково.Нет. За адаптацию датчика дождя к автомобилю отвечает автопроизводитель. При этом не всегда выполняется полный комплекс доводочных работ со всеми возможными типами стекол (атермальными разных цветов, снабженными электрообогревом, с тонированной полосой в верхней части). При каких-то вариантах возможна чуть менее корректная работа датчика. Почти всегда в автомобилях есть ручная подстройка чувствительности датчика. И только на некоторых автомобилях эта функция программно отключена.
фирмы-производители, depositphotos.
comОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl Enter